|
|
Современная классика
Григорий Ревзин
Путь к фасаду-2
XIV-MMV - 31.08.2005

Перспектива дома от
Малого Афанасьевского
переулка
Вот из этой архитектурной сказки
Белов и создал свой фасад. С изразцами,
с фантастическими капителями на тончайших колонках, с орнаментами, росписями
и узорными решетками.

Колонны и перекрытия
галереи
Вообще-то, в русской архитектуре
уже однажды случался такой эпизод.
«Предивное узорочье» XVII века. Краснобело-золотые церкви, которые передавали
идею храма не как аскезы и не как власти,
а как Рая. Ровно поэтому дом Белова
и срифмовался настолько точно с церковью апостола Филиппа. Они – про одно
мироощущение, только очень по-разному
выраженное. Потому что помпейский
стиль это еще и то, что Виктор Шкловский называл «остранением». Когда вот
эта тема – райской Москвы – передается через какое-то зеркало, заключается
в раму, которая делает его – странным.
Понимаете, вообще-то пляшущий на
празднике скоморох может показаться
пошловатым явлением, в особенности,
когда в роли скомороха выступает Юрий
Лужков. Но вряд ли то же самое ощущение вы испытаете, глядя на пляшущего
шута на краснофигурной греческой вазе.
Так же и с Москвой – Москва как сказочный рай выглядит довольно сомнительно,
когда в речке Неглинной пляшут медведи
из басен дедушки Крылова. Но когда эта
райская Москва обнаруживается в помпейской фреске, она приобретает особое
благородство.

Вид галереи
Есть два пути развития сегодняшней хорошей русской архитектуры.
Один – основной – максимально вдумчиво вглядываться в западные постройки
и пытаться понять, что же имело в виду
цюрихское политбюро, когда вот это
проектировало. А второй – маргинальный – пытаться найти художественное
воплощение своей неповторимой жизненной ситуации. В которой есть Москва со
своими уникальными свойствами поэтики
и возможностями творчества. «Помпейский дом» Михаила Белова – это, конечно,
второй путь. И очень жалко, что он маргинальный. Будь он главным – нам и не надо
было бы никого догонять. Наоборот, за
нами было бы не угнаться.
<<вернуться
|
 |
Здесь / постройка
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
|
Здесь / интервью
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
|
|