|
|
Современная классика
Григорий Ревзин
Большой дом.
Ответ Михаила Филиппова
XII-MMIV - 28.11.2004
Общий вид комплекса
с тыльной, внутриквартальной стороны
Михаил Филиппов по сути вывернул
дом-квартал наизнанку, сделав его крайнюю периферийную точку точкой схода
всей композиции. Вы входите к комплекс
через двор, двором он открывается
на главную магистраль, а его самый
торжественный и самый масштабный
(главный) фасад оказывается его задней
стеной. Постепенное повышение радиальных корпусов создало, с одной стороны,
композицию необыкновенно торжественную, с другой – остроумнейшим образом
решило проблему инсоляции. Михаилу
Филиппову удалось придумать дом-квартал без черных дворов – задача,
с которой в свое время не справились ни
Лидваль, ни Бенуа, хотя они очень хотели.
В качестве решения они придумали ось
парадных дворов, но тут же дублировали
ее дворами черными. В этом же проекте дом-город создал такую иерархию
пространств, которая не понижает
потребительских свойств жилья (цены
квадратного метра) ни в одном месте
комплекса. Я бы назвал это парадоксом
Филиппова – пространство, которое строго
иерархизировано, но при этом не имеет
иерархии потребительских качеств.
Это – все, что хотелось сказать о доме
Филиппова в контексте темы «большой
дом». В предшествующей статье мы
пришли к выводу, что русские архитекторы оказываются за скобками темы,
для ее разработки приглашаются иностранные звезды, которые должны
придумать архитектуру, поднимающую
цену квадратного метра. Однако следует
признать, что на самом деле русский ответ
на эту тему существует, и его нашел
Михаил Филиппов.
Фасад одной из ячеек
огромного «театра»
Варианты фасадов
отдельных ячеек-радиусов
А теперь – об уникальной поэтике
этого проекта.
Как в принципе возможно разрешить
этот парадокс – иерархизированное
пространство, которое при этом не создает
иерархии потребительских качеств
жилья? Нужно внимательно вдуматься
в эту проблему, чтобы оценить изящество
найденного Филипповым решения. Его
иерархия пространства не имеет отношения к тому проекту жилья, который он
реализует. Она родилась до этого проекта.
Только поверхностный взгляд видит
в этом проекте классический ансамбль.
Классический ансамбль как раз и предполагает такую иерархию пространства,
которая неминуемо создает престижный
центр и не престижную периферию.
Именно эта глубинная установка сознания
не позволила в свое время решить проблему Леонтию Бенуа, Федору Лидвалю
и еще десятку замечательных петербургских архитекторов-неоклассиков,
разрабатывавших ту же тему.
Вид одной из ячеек
со стороны малого двора
Филиппов здесь проектирует вовсе
не классический ансамбль, а руины классического ансамбля, которые впоследствии обжиты традиционным городом. Его
проект строится как фрагмент гигантского
амфитеатра, на субструкции которого
поставлены жилые корпуса. Та иерархия
пространств, которая здесь существует,
образована именно этим амфитеатром –
у него есть центр сцены и постепенно поднимающиеся к последнему ряду радиусы
боковых корпусов. Жилье встало на это
иерархизированное пространство уже
после того, как амфитеатр разрушился.
Именно поэтому оно практически гомогенно с точки зрения своих потребительских
качеств.
Вид на комплекс
со стороны среднего двора
Метод проектирования, придуманный здесь Михаилом Филипповым,
оказывается двухходовкой – сначала
исходя из логики участка придумывается
классический ансамбль, грандиозное
здание, которое могло бы стоять на этом
месте, потом оно руинируется, а на его
месте и в соответствии с логикой оставшихся руин участок обживается уже
совсем другими зданиями. Это уникальный прием, и следует признать, что это
изобретение Филиппова, сделанное им
очень давно. Фактически, вся эта
коллизия была придумана им в первом
программном проекте – знаменитом
«Стиле 2001 года», выигравшем в 1981
году на конкурсе в Японии. Именно там он
предложил «Дом-блок», который
возникал в результате постепенной, дом
за домом, разборки модернистского
квартала, именно там получалось, что
плановая структура квартала оказывается
вовсе не функцией абстрактной классической гармонии (как полагал и классицизм,
и неоклассицизм), а функцией придуманной истории места. Но наиболее яркое
воплощение эта идея нашла в его проекте
«Третий Рим» (1989 год), где он предлагал
решение застройки территории на месте
нынешней копии храма Христа Спасителя. Там планировка всего участка
оказывалась «следом» концентрических
субструкций некоего гигантского храма,
вслед за кругами его фундаментных лент
кружились улицы, пересеченные радиусами проходов-переулков.
Это только кажется, что концепции
наших архитекторов – «бумажников»
80-х гг. являются визионерством, не применимым в сегодняшней жизни. На самом
деле, именно на этой базе мы получаем
уникальные проектные решения, способные реально конкурировать с западной
проектной мыслью.
<<вернуться
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Здесь / проект
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Здесь / реконструкция
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|