приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Владимир Седов
Casa dell’Arena
XI-MMIV - 30.07.2004

Жилой комплекс в Лорахе, пригороде Базеля. 1990–1994. Архитектурное бюро «Вильгельм и партнеры». Здесь мельче масштаб и корпуса ниже, застроена и сама арена

Дом на Мытной получил в дополнение к своей «сильной форме» еще и световые разрывы, щели, через которые должна осуществляться инсоляция соседних домов. Можно было бы сделать низким сам дом-арену (названия у дома еще нет, но просится именно такое), но архитекторы предпочли рассчитать углы восхода солнца и его стояния в середине дня и прорезать корпуса в нескольких местах. Эта сугубо функциональная задача неожиданно приобретает и другую сторону – символическую. Во-первых, это напоминает линии разломов, трещины, как будто разрывы свидетельствуют об утратах (в этом еще не построенном здании), о прошлом, о каких-то неведомых событиях. Здесь возникает эффект от столкновения «сильной» формы и формы значащей.

Далекая аналогия: проект комплекса на месте Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Группа RoTo. Здесь световые «прорывы» дают особое освещение площади

Эти разрывы в теле здания, освещающие окна соседних домов, оказываются именно такой значащей формой, вокруг которой может «накручиваться» множество интерпретаций: они проводят свет, одновременно разламывая, разрывая форму амфитеатра, внося в нее элемент разрушения, случайности, интриги. Для сравнения приведу пример из абсолютно символической архитектуры: в проекте мемориала на месте Всемирного торгового центра в Нью-Йорке архитекторы из группы RoTo создали овальное пространство (оно напоминает им срезанную пальму с годичными кольцами на мощении), окруженное домами с разрывами улиц, направленными к месту трагедии. Свет, проникающий через щели, символичен, и сила приема здесь именно в лучах, в их ожидании. В нашем доме на Мытной никакой трагичности нет, но значащая форма световых прогалов сообщает ему дополнительную значительность.

Виды внутреннего двора дома-арены

В результате возникает здание, пока еще на стадии проекта, в котором критик и зритель не видит деталей. Здесь господствуют две формы: «сильная», восходящая к архетипу и потому всегда «с историей», и форма значащая, связанная со светом и потому всегда волнующая и завлекающая. Здесь над стилем архитектора возвысился язык вечных форм.

<<вернуться

вверх

 Архив

     

30.07.2004 XI-MMIV
Владимир Седов
Casa dell’Arena

     

30.07.2004 XI-MMIV
Григорий Ревзин
Среда и классика

     

30.07.2004 XI-MMIV
Человек Без Галстука
Москва не сразу строится

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна