|
|
Современная классика
Григорий Ревзин
Среда и классика
XI-MMIV - 30.07.2004
Жилой дом с офисами
Погорельский переулок, 6-8, Москва
Генпроектировщик: Моспроект-2,
мастерская 5
Главный архитектор проекта: Дмитрий Бархин
Руководитель мастерской: Михаил Леонов
Архитекторы: Т.А. Королева, М.В. Славутская,
М.Б. Забеднова, Р.А. Помозов.
ГИП Г.В. Бибиков
Субпроектировщики: «Мосгипротранс»,
фирма «АК-1»
Модели архитектурных деталей:
скульпторы А. Таратынов, О. Ксенофонтов,
В. Чернов, И. Хонхордин, В. Трулов,
С. Молчанов
Архитектурные детали, изготовленные
из стеклофибробетона, выполнены
ООО «Ортост-фасад»
Девелопер: «Форум пропертиз»
Корпус на углу
Погорельского и
Щетининского переулков
Дом, построенный Дмитрием Бархиным
в Погорельском переулке, прошел почти
незамеченным. При том, что проект его
относится аж к 1994 году, реальное
проектирование шло в 1999, а внешне дом
был достроен еще два года назад, он практически не был опубликован. Между тем,
это интереснейшее явление.
Дом включает в себя три элемента. Во-первых, это большие серые 9-этажные
корпуса, расположенные по 2-му
Казачьему и Погорельскому переулку. Во-вторых, это красный особняк с ротондой
на углу Погорельского и Щетининского
переулков. И в-третьих – еще один особняк,
который боком выходит в Щетининский
переулок, а главным фасадом – во двор
комплекса. 9-этажные корпуса выстроены
так, будто это неоклассика 1910-х гг.,
особняк с ротондой построен под Баженова,
а композиция фасада третьего особняка
основана на памятниках московского
ампира (ср. Конный двор Жилярди
в Кузьминках), хотя колонны его точно,
по обмерам, воспроизводят колонны Тома
де Томона, использованные им в мавзолее
«Супругу-благодетелю» в Павловске.
Фасад по Щетининскому
переулку
Боковой фасад
Два обстоятельства обращают на себя
особое внимание в этой композиции.
Во-первых, я бы сказал «нарочитая»
ее ученость, некая возгонка эрудиции. Все
эти здания в принципе могли бы существовать в Москве, но были бы, скажем так,
попроще.
Неоклассические доходные дома
такого типа в Москве встречаются, даже
сравнительно недалеко от Погорельского
переулка, на Большой Полянке, но они
не такой ученой архитектуры. Ордер своих
рустованных пилястр Бархин перенес
в Погорельский переулок из палаццо
Питти, построенного знаменитым
флорентийским маньеристом, учеником
Рафаэля Бартоломео Амманати. В Москве
не принято было ходить за образцами так
далеко, и за исключением палаццо
Тарасова Ивана Жолтовского, московский
неоклассицизм ориентировался не на итальянские ренессансные образцы, а на петербургский неоренессанс Перетятковича
и Лялевича, беря оттуда уже готовые
композиции. Собственно таким же путем
Дмитрий Бархин пошел в построенном
в 1997 году здании Интерроса на Якиманке, фасад которого следует популярной
в неоклассике теме фасада, найденного
Федором Лидвалем в здании Азовско-Донского банка в Петербурге (существуют
десятки ее повторений). Московские
архитекторы-неоклассики по сравнению
с петербуржцами 1910-х гг. были достаточно вторичны и провинциальны. Здесь
же возникает такое ощущение, будто
среди московских инженеров-строителей
вдруг затесался какой-то выпускник
Петербургской академии, учившийся
по классу Леонтия Бенуа и решивший
блеснуть перед местными простоватыми
коллегами.
Особняк с ротондой
на фоне доходного дома
То же самое происходит и с ампирным
особняком, построенным под Жилярди.
Архитектор поразительного качества,
необыкновенно изобретательный,
пользовавшийся несколько необычным
вариантом ампирного диалекта, усвоенного
им в миланской Академии архитектуры,
Жилярди вместе с тем довольно скептически
смотрел на изыски французского
ученого ампира и в частности в ордерных
деталях совсем не стремился к сложным
эрудированным построениям. Простой
тосканский ордер, совершенно отрицаемый
Французской академией за эклектичное
соединение дорической капители с базой,
Жилярди вполне устраивал. И вот надо же
– именно этого архитектора Бархин
дополняет ученейшими французскими
колоннами Тома де Томона. И еще откуда!
– из мавзолея «Супругу-благодетелю», где
Тома де Томон придумал сложнейший ход,
когда дорические колонны начинаются
как каннелированные, а потом словно
одеваются в траурный саван, вспомнив,
что они фланкируют вход в мавзолей.
далее>>
|
|
|