приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Григорий Ревзин
Книжная композиция
X-MMIV - 31.05.2004

Интерьер квартиры, фасад которой сделал Атаянц

Мне кажется, что в этом рассказе возникает почти физическое ощущение того, как классика из книжного мира переходит в предметный и полностью его вытесняет. Моммзен не стал менее великим античником от того, что не знал, как пройти по Берлину, но само существование античной традиции в этой ситуации приобрело несколько иное измерение. Ее несомненная грандиозность, ее сложная притягательность соединились с беззащитностью, нервозной рискованностью существования в виртуальном частном мире, который никто не в состоянии с тобой разделить. Винкельман определял классику как благородную простоту и спокойное величие. Но для Моммзена здесь трудно достичь спокойствия. Кабинетному знанию свойственны и благородство, и величие. Но в нем нет ни простоты, ни спокойствия.

Листы из трактата Максима Атаянца
Вверху. Коринфская капитель базового ордера. Фасад и план. В оригинале масштаб 1:1
Внизу. Проект фасада квартиры во 2-м Зачатьевском переулке. Фасад и план

По сути, то, что создал Атаянц, есть даже не архитектура, а художественная акция, и смысл этой акции – в утверждении некой тождественности книги и реального ордера на стене. Они сведены к одному масштабу – поэтому книга разрослась, а колонны уменьшились в физических размерах. И это ощущение сложной и нервной беззащитности этой колоннады, цитирующей библиотеку Цельса в Эфесе, очень точно передает статус классики как кабинетного занятия. «Кабинетное», «книжное» вроде бы значит оторванное от реальности, имеющее с ней мало общего, неправильное и неточное. И более яркого выражения этой оторванности, чем эта спрятанная на заднем дворе Остоженки ордерная композиция, не придумаешь. Но, размышляя над этим и разглядывая эту в буквальном смысле книжную композицию, вдруг ловишь себя на странном ощущении.

Да, для Москвы это необычный, кабинетный масштаб классики. Но это для Москвы, для России, где классика традиционно выражает государственную идею. А вот в Лондоне такой масштаб колонн очень даже встречается. Каждое крыльцо там оформлено именно такими колоннами, и для Лондона такая композиция, как у Атаянца, пожалуй, даже слишком монументальна и торжественна. И в Малой Азии, в античных городах, еще как встречается. И в театральных задниках, и на сохранившихся улицах Эфеса. А в Венеции, скажем, только такой масштаб ордера и бывает, и из-за этого на любого русского Венеция производит впечатление частной, негосударственной игры в Петербург. И тут обнаруживаешь, что при всей «кабинетности», «учености» этой архитектуры она исключительно точно воссоздает классику тех мест, где она родилась. Когда классическая архитектура – это не только игры государства в Третий Рим, но еще и повседневная жизнь людей, которые просто строят колонны для себя в своем дворе. Этот остоженский двор вдруг приобретает какое-то поразительное сходство с дворами Венеции или чего-нибудь еще итальянского. Так, знаете, будто на Остоженке была когда-то большая колония итальянцев, и они тут понастроили. Почти ничего не сохранилось, на месте итальянских дворов построили разные русские, но вот кое-что осталось. И сразу хочется пойти поискать по другим дворам. Может, там тоже есть?

<<вернуться

вверх

 Архив

     

31.05.2004 X-MMIV
Эрик ван Эгераат: «Я не продолжал архитектуру русского авангарда. Я интерпретировал живопись»
Комплекс «Русский авангард» в Бабьегородском переулке в Москве

     

31.05.2004 X-MMIV
Григорий Ревзин
Василию Кандинскому, жилому дому и человеку

     

31.05.2004 X-MMIV
Владимир Седов
Этюд на тему богатства

     

31.05.2004 X-MMIV
Григорий Ревзин
Книжная композиция

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна