|
|
Современная классика
Александр Соколов
Гармония выбора
III-MMII - 05.05.2002
«Райтовский» стиль
прочитывается не только
в прорисовке деталей –
витражей, дверей, рас
шивке стен и конструкции осветительной арматуры,
не только в аутентичной мебели, но и в
принципе организации
пространства – отказе от
закрытого пространства
в пользу функционально
дефиницированного
В северных странах, где природа враждебна человеку,
часто предпочтение отдавалось культам мужского начала,
сулившим
независимость от природы и ее «вагинальной» агрессии.
В русской же избе граница
между враждебным миром природы и
спасительным островом жилища проявлялась
не только в функциональном разнесении
источников тепла и света, но и на символическом уровне.
Русская печь – хранилище и
алтарь огня, источник тепла и спальное ложе,
объединяя все жизненно важные функции,
располагалась в центре, создавая оппозицию
«внутри – снаружи» с окнами – источником
природного света.
Многие семьи, живущие в поселке, приехали из США и Германии,
работают в Москве
и имеют довольно высокий доход: необходим
автомобиль, да и аренда домов в поселке с
детским садом, магазином, боулингом, бассейном достаточна высока.
Поселения таких сообществ описал
министр труда США экономист Роберт Райх.
В отличие от профессиональных и традиционных – укорененных в языке,
религии или
обычаях локальной культуры – сообществ,
«новые» сообщества основаны на принадлежности к общей экономической страте.

План
Офис делится на две
равноценные части:
кабинет и комнату
переговоров
«Сообщите мне почтовый индекс,– писал
Райх,– и я скажу, что люди едят, пьют,
какой у них автомобиль и даже что они
думают». Уровню доходов соответствует
определенный вкус.
Членам комъюнити данного поселка
соответствует феномен «гибкого человека»
(flexible man), описанный социологом Ричардом Сеннеттом.«Гибкий человек» перемещается по планете от проекта к проекту,
меняя
круги общения, этические, эстетические,
климатические и культурные среды. Его знак
– детерриторизованный стиль глобального
мира – дает представление о той идентичности,
которую должны транспортировать
компания, ее сервис, корпоративный стиль
и рассматриваемый нами офис.
Умение сделать выбор – это большое
искусство, особенно сегодня, когда мы постоянно сталкиваемся с такой необходимостью –
выбором кандидата, партии, марки и цвета
автомобиля, национальной кухни и блюда
в меню, одежды etc. Поэтому правильный
выбор ценится сегодня как высокохудожественный жест и ожидается от художника
(коим, при удачном стечении обстоятельств,
становится архитектор) как эксперта в областях эстетики,
PR, социальной компетентности.

В интерьере сочетаются
три типа освещения –
естественное (термальное
окно), искусственное
(светильники) и искусственное, имитирующее
естественное (витражи)
Стиль Фрэнка Ллойда Райта (1867 –1959),
использованный в дизайне офиса, точно
соответствуя поставленной задаче, представляет собой тот самый правильный выбор.
Ограниченное использование дерева не
убивает холодной деловитости офисного интерьера и сохраняет – благодаря использованию натуральных теплых материалов – черты
жилого семейного дома, репрезентируя тепло
и уют предлагаемого сервиса.
Эта же идея выражена в балансе симметричного деления пространства на «кабинет»
с тяжелым деревянным письменным столом,
располагающим к сосредоточенному труду,
и пространство для переговоров, где длинный
деревянный стол неизбежно несет в себе воспоминание о дружеском или семейном застолье.
Два пространства, разделенные камином, превращают жизнь циркулирующего
вокруг него человека в гармоническое переплывание из уединенной медитации на пламя
камина, в теплое социальное пространство.
Здесь прямая связь с концепцией интерьера
Райта – отказ от закрытого пространства в
пользу дефинированного пространства, отказ
от понимания комнаты как бокса с одной
функцией в пользу комнаты с разделенными
пространствами, взаимопроникающими и
допускающими частичное функциональное
совпадение, оверлэппинг.
Райт с самого начала своей карьеры
(1887)работал «над созданием стиля, контрастирующего с европейскими историческими
стилями, доминирующими в то время »
(Kathrin Smith).Что вполне отвечает интернациональной,
неукорененной в определенной культуре, общине поселка.
Другая
важная для его творчества идея заключалась
в поиске гармонии между архитектурой и
природой («специфика места » связана у него
с окружающей природой, а не с архитектурным и историческим – то есть культурным –
окружением. Строение – по Райту – не противостоит окружающей его природе,
но составляет с ней единое целое).
Решение расположить камин и витражи,
имитирующие источник дневного света,
по центральной оси, задаваемой коньком,
объединяет культ спасительного очага с идеей
дружественной природы. В свете предсказаний Поля Вирильо,
где город становится
средоточием криминального и экологического зла,
даже в стране с самой холодной среднегодовой температурой можно за окружной
дорогой начинать поиски Элизиума – прекрасного поля,
где беззаботно живут праведники и бессмертные герои.
Обращение к творчеству Фрэнка Ллойда
Райта позволило найти гармонию между
мужским и женским, холодом и теплом, работой и досугом,
внутренним и внешним; конструктивными, функциональными и орнаментальными элементами,
а также удовлетворить любовь заказчика к «респектабельности
и теплу».
<<вернуться
|
 |
|