приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Григорий Ревзин
В Венеции как дома
Две квартиры Михаила Филиппова
II-MMI - 16.12.2001



В затертом до неуместности предшествующей эпохой романе Булгакова квартира на Большой Садовой посредством дьявольских манипуляций превращается в гигантский комплекс с бальными залами, бассейнами и садами. Там что-то говорят про четвертое измерение.


Квартира "Перспектива" 2000 г.
Перспектива гостиной


У Филиппова происходит примерно то же самое -- квартира становится вместилищем крупного градостроительного образования. Только это происходит не в тексте, не среди букв, а в реальном трехмерном пространстве. В 2000 году я помогал Михаилу Филиппову делать его выставку на Венецианской биеннале, и видел, как он входил в Венецию и проникался ею. Мне тем легче было на это смотреть, что сам я Венецией не проникался, а со стороны болезнь виднее. Меня этот город пугал меня интенсивной избыточностью иррационального пространства. Иосиф Бродский в своем эссе о Венеции пишет, что в городе этом нет направления ни прямо, ни влево, ни вправо, а только одно -- вбок. Что точно. Вдобавок к этому ты еще оказываешься с предметным миром нос к носу. В Венеции есть дальний план -- через море, и есть очень ближний -- лицом в стену, но нет среднего, с которого воспринимается архитектура. Ширина главных улиц чуть меньше ширины коммунального коридора. На расстоянии вытянутой руки от тебя находятся то шедевры, то бессмысленная осклизлая от влаги штукатурная плоть, но ни от одной встречи ты уклониться не в состоянии. Так что это беспрерывная попытка ускользнуть вбок от столкновения в лоб. Не выходит -- сбоку опять в лоб.


Квартира "Венеция" 2000 г.
Мастерская М. Филиппова
Архитекторы: М. Филиппов, А. Филипппов, Т. Филиппова, Т. Денискина, Е. Алехина, В. Пак, А. Тарасова

Перспектива гостиной. Рисунок

Время от времени для довершения этого пространственного издевательства ты вдруг видишь за какой-то крошечной дверкой огромный безбрежный сад с колоннадами, аркадами, бассейнами, про который уж и вовсе невозможно понять, где это располагается. По российским меркам, это городок крошечный -- по прямой его можно пройти из конца в конец за полчаса -- но была бы та прямая! Это триста километров улиц в пространстве длиной в пятнадцать километров. В таком маленьком пространстве не может быть так много мест -- но они есть. Это та же булгаковская квартира -- в масштабе города. Понятно, что когда я увидел описанные выше квартиры, я опознал их как Венецию. Не по деталям -- лестницу в небо Филиппов привез в Венецию, а не вывез оттуда, что же касается главной улицы второй квартиры, то по ордеру она скорее напоминает Помпеи. С Венецией эти интерьеры схожи разве что размером колонн, хотя у Филиппова они немного больше, чем на городских площадях этого города. Но вот структура пространства фантастическим образом воспроизводит венецианскую топологию. Фантастическим -- потому что когда ходишь по венецианским улицам, понимаешь, что этот наполненный наслоениями культурных традиций интенсивный иррациональный хаос просто нельзя ухватить проектированием. Я как раз ходил и размышлял там, как, собственно, может повлиять на современного архитектора Венеция? Чем? Всем. Филиппову удалось построить то, что не строится -- венецианское пространство. А в него уже не так важно, что вставлять. Оно способно переварить и Помпеи, и башню Шухова. Отодвигать потолок -- лестницей в небо? Это фантастически сложное пространство, этот город -- в квартире? Зачем? Тут нужно как-то перестроить мозги. Нужно понять квартиру как-то по-другому, чтобы себе разрешить это, и потом -- убедить заказчика. В Венеции есть две категории людей. Одни наглядно борются с клаустрофобией ради тяги к прекрасному. В основном они бегут, тревожно оглядываясь по сторонам в поисках то ли выхода, то ли шедевра.




Квартира "Венеция".
План

На них -- снаряжение туриста, можно сказать -- экстремального туриста. Время от времени они приземляются на что-нибудь, на чем можно сидеть, и с привычным отчаянием смотрят в карту, зная, что это не поможет. Таких -- большинство, но там же попадаются и другие. Дамы на высоких каблуках в торжественных нарядах и украшениях с безукоризненным макияжем в 9 утра спокойно шествуют в этом лабиринте до химчистки (первым мысль о существовании в этом городе химчистки кажется глубоко парадоксальной). Они не чувствуют ни малейшей напряженности. Мысль о том, что здесь можно заблудиться, приводит их в недоумение. На тех, кто-таки заблудился, они смотрят как на дикарей. И когда они проходят, то сразу видно, кто в этом городе хозяин, а кто - гость.

<<вернуться   далее>>


вверх

 Архив

     
 

16.12.2001 II-MMI
Григорий Ревзин
В Венеции как дома
Две квартиры Михаила Филиппова

     

16.12.2001 II-MMI
Оксана Рудченко 
Версия истории
Реконструкция загородного дома

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна