|
|
Зарубежные новости
Константин Бойм: «Я умею
неприсутствовать лучше других» VII-MMIII -
25.06.2003
Крупнейшее американское архитектурное издательство
Princeton Architectural Press открыло новую серию книг по
современному дизайну. В качестве первой книги серии была выпущена монография про Константина
Бойма, русского архитектора и дизайнера, эмигрировавшего в
Америку в 1981 году. В ближайшее время книга должна быть
представлена в России. Константин Бойм ответил на вопросы
Григория Ревзина
«Curious» Бойм представляет себя книгой, которая тоже «curious». В ней есть
ручки, чтобы ее носить (не удобно), дырки, чтобы глядеть на следующие
страницы (не терпится), пустые страницы (не пропечаталось) и развертки,
которые ни во что не сворачиваются (не рассчиталось)
Григорий Ревзин: Вашей книгой Princeton Architectural Press
открывает свой рекламный буклет этого года и вдобавок устраивает
гастролирующую выставку (выставка состоялась в Сиэтле
и в Вашингтоне). Почему такое внимание?
Константин Бойм: Они решили этой книгой открыть новую серию.
Это издательство специализируется на монографиях по современным архитекторам, по всем
звездам архитектуры – Гери, Колхаас, Херцог и де Мерон;
они издают очень серьезные фолианты. А тут они как-то
испугались, что вдруг эти фолианты не совсем нужны,
и решили сделать серию про дизайнеров. Начали с меня,
и поэтому такое внимание.
Тем не менее это свидетельствует о вашем статусе. Послесловие к
книге вообще написал Карим Рашид, которого у нас здесь
принято считать дизайнером номер один в мире. Как вы попали
в круг мирового дизайна?
Мы знакомы с Рашидом, ему нравятся мои работы, он написал
несколько слов, которые меня представляют. Но то, что мы
делаем – это диаметральные вещи. Так что если о звездах, то
я скорее наоборот. В том смысле, что делаю нечто противоположное. Он считает, что роль
дизайнера – изобретение нового, новой формы, новой вещи. Я комментирую существующие.
Что значит комментируете? Вы же не критик.
Книжка называется «Curious Boym» – «смешной Бойм» или
«странный Бойм». Это такая игра, в Америке есть такой персонаж
Curious George. К сожалению, в России он почти неизвестен,
а в Америке очень знаменит, как Микки-Маус. Это такая маленькая
обезьянка, которая эмигрирует из джунглей в Нью-Йорк. Она не
знает, как пользоваться вещами, все время пытается их освоить,
как-то экспериментирует, и чаще всего у нее не получается ничего.
Все взрывается, горит, рушится. Мне показалось, что это правильная позиция для дизайнера.
Curious – это такое обоюдное отношение, ведь в результате не
только эта обезьянка, но и сам мир становится немного
curious. Есть с чем работать.
Эта обезьянка – ваше alter ego?
До некоторой степени. Я тоже приехал в Америку двадцать лет
назад на корабле и почти что из джунглей. Здесь, конечно, не
джунгли, тот уровень образования, который я получил, в МАРХИ –
мне этого хватило в Америке, но в смысле дизайна... Это был
абсолютно другой вещный мир, я не понимал, как им пользоваться.
Сейчас, когда в Россию проник западный стандарт вещей, это уже
не так ощутимо. А тогда я, скажем, не опознал в одном предмете
телефон. Я не понимал, как пользоваться светильниками,
душем, туалетом, звонком – все было совсем другое. Так
происходило у всех, кто тогда приезжал в Америку, все довольно
быстро привыкают, но я решил, что это продуктивная позиция.
Позиция постороннего, который осваивает мир заново и комментирует его со стороны. Когда ты
в стороне от мира вещей, ты можешь их изобретать. Вот,
скажем, люстра, которую я придумал – просто гроздь лампочек, висящих на шнурах вместе,
как ягоды на рябине.
Очень известная люстра, я видел ее в Музее современного
искусства под Бирмингемом.
Там я не был, но они вообще стали очень популярны, их теперь много
делают, и в музеях, и в дизайнерских бюро. Это лампа эмигранта,
который создает люстру заново, с нуля, хочет понять, как она
устроена.
Все-таки в чем причина вашего успеха? Вы, кстати, ведь учились
в МАРХИ вместе с Александром Бродским и Георгием Цыпиным –
я бы даже хотел получить от вас комментарий относительно успеха
всех троих. Все вы получаете на Западе престижнейшие заказы.
А при этом вы ведь уже эмигранты, скажем так, не политического
свойства, как предыдущее поколение, как, например, Кабаков, у вас
нет темы противостояния «империи зла». На чем вы все-таки
состоялись?
Бродский не эмигрант, он просто делает некоторые заказы в
Америке и в Европе. Мне трудно сказать обо всех. Мы все
знакомы, но я никогда не думал об этом в такой форме. Может
быть, именно на этой позиции «постороннего», на взгляде со
стороны. На самом деле, это ведь очень востребованная позиция.
Современный дизайн, вообще современная жизнь, общество
потребления – это ведь колоссальная нагрузка по «вовлечению»
людей. И это вызывает желание взглянуть со стороны, найти для
себя место. Я, скажем, открыл целую сеть бутиков в Америке
и в Европе, где продают мои сувениры – и это пользуется
успехом. Это востребовано.
Но Америка – вообще страна эмигрантов, там все со стороны.
Чем, скажем, вы отличаетесь от китайских «посторонних»?
Нет, конечно важно, что мы из России. С одной стороны, у нас
есть опыт «начинать с нуля» – опыт авангарда, и этот опыт востребован на Западе. То есть то, что я
делаю или что делает Цыпин, опознается как продолжение
русского авангардного эксперимента, это поддерживают критики,
галереи, менеджеры. Китайским художникам в этом смысле
труднее. А с другой... Мы все сформировались в 70-е годы.
Русские 70-е – это странное время, когда здесь все были до
некоторой степени посторонними. Это был замечательный опыт,
когда все, что происходило – новости, экономика, политика,
все, что угодно, – все это не имело к тебе отношения. У меня был
очень продуманный, очень богатый опыт неприсутствия.
Может быть поэтому я умею не присутствовать лучше других.
Что вы можете сказать о современном русском дизайне?
Ничего. Я боюсь что-либо говорить. Я не был здесь десять
лет, а в 1992 году я опубликовал в издательстве «Риццоли» такую
книгу «Новый русский дизайн». Меня тогда многое поразило,
я открыл для себя «бумажную архитектуру», Юрия Аввакумова, и
я там навыражал таких надежд... Новый русский авангард, новая
революция... Мне теперь стыдно об этом вспоминать, до такой
степени все пошло по другому пути. Не то, чтобы по плохому,
но совсем в другую сторону. Так что здесь лучшая позиция с моей
стороны – no comments.
вверх
|
|
|