приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Зарубежные новости

Щель в Ар Деко
VII-MMIII - 25.06.2003

Австрийский культурный центр
Нью-Йорк, США, 2002
Рейманд Абрахам (Raimund Abraham)

На фоне стерильной геометрии классического модернизма австрийцы выделились своей эстетской декоративностью – новое здание их культурного центра похоже на булавку для галстука эпохи Ар Деко

Новое здание появилось в самом сердце Манхеттена, буквально вклинившись между домами на очень престижной и архитектурно знаменитой улице – неподалеку стоят здание CBS Сааринена и Seagram Building Миса ван дер Роэ. Так что в принципе положение могло бы обязать, однако трудно себе представить что-то менее похожее на несколько занудную безупречность классического модернизма Миса и Сааринена, чем проект Абрахама.

План первого этажа, входная зона и выставочное пространство; план антресоли, выставочное пространство и кафе; план второго этажа, театр; план шестнадцатого этажа, квартира директора; план крыши; продольный разрез здания

При минимальных исходных данных он достигает весьма сильного художественного эффекта. Площадка всего лишь щель между домами, участок 8)25 м – и это в Нью-Йорке, с его высотностью, масштабом и крайней концентрированностью городской среды. Но неожиданно возникло здание, привлекшее всеобщее внимание и отмеченное мировой критикой. Из маленького зажатого пространства вырос эффектный небоскреб. Первоначально Австрийский культурный центр располагался на этом же месте, в пятиэтажных апартаментах, которые Австрия приобрела в 1958 году. Но вскоре места стало не хватать, и австрийское правительство решило использовать участок для строительства нового здания, которое бы максимально увеличило площади Центра и предоставило возможность устройства помещений с разными функциями. Среди архитекторов-австрийцев был проведен конкурс, и жюри в составе Кеннета Фрэмптона, Ричарда Майера и Чарльза Гуатми выбрало проект Абрахама из 225 участников. Государственное финансирование проходило неспешно – осуществление проекта заняло десять лет. В результате центр получил двадцатиэтажный (не считая подземного уровня) небоскреб высотой 86 м, вмещающий в себя выставочные пространства, аудитории, помещения для семинаров, библиотеку, театр, кабинеты, а также террасу для приемов с видом на Гудзон и квартиру директора в верхнем уровне. Чтобы выделить свое здание среди окружающих домов, Абрахам проявил известную наглость – его фасад выдается вперед по сравнению с их линией, при этом он отклонен назад, что в сочетании с его крайней узостью создает ощущение прямо-таки улетающей в небеса перспективы.

В интерьере открытые конструктивные узлы кажутся совершенно уместными; инженерная маэстрия – гордость этого небольшого для Нью-Йорка здания

За счет членения на ярусы, а также из-за уклона назад, здание приобретает тектонику, не свойственную небоскребам. К тому же, оно слишком декоративно. Это единственный в своем роде небоскреб Ар Деко

Но ровное сужение здания кверху придает ему тектоничность – низ у него тяжелее верха, дом развивается по законам естественного роста, а не механической геометрии небоскреба. Кроме того, здание ясно членится на ярусы – так что этот полет в перспективу кажется не путешествием в виртуальный мир, а тектонически выстроенной, твердо стоящей на земле композицией. Облицовка – цинковые пластины и зеленоватое тонированное стекло. Из плоскостей светлого металла выстроен геометрический орнамент, его рисунок усиливает оптический эффект вертикальной перспективы, к тому же вызывает некие отдаленные ассиро-вавилонские ассоциации. Обилие металла на фасадах, аллюзии на экзотический орнаментализм, при этом явный техногенный пафос – все это характернейшие признаки Ар Деко, причем именно его американского варианта. Здесь, в Нью-Йорке, Чикаго, Филадельфии с конца 1920-х годов строились здания, металлический декор которых приобретал лязгающую жесткость, а за авангардностью его геометрически обобщенных форм читалось крайне дорогое и высокотехнологичное исполнение. Так что это вполне внятный поклон эмигранта Абрахама местной истории стиля. При этом формально здание очень напоминает не столько какую-нибудь постройку американского Ар Деко, сколько ювелирку той эпохи – какую-нибудь платиновую брошку «в восточном вкусе», обманчиво «машинного» дизайна. Ар Деко не слишком акцентирован в фасадах нью-йоркских небоскребов (они были меньше озабочены своей формой, чем ростом). Абрахам демонстрирует нам, как это могло бы выглядеть, если бы случилось – тщательно деталированный ар-декошный небоскреб Нью-Йорка, элегантный, как брошка. Это странное сравнение для небоскреба. Но специфика Нью-Йорка такова, что это 86-метровое здание по сути является фоновым, затертым, незаметным, как какой-нибудь двухэтажный купеческий особнячок в Замоскворечье. Его статус – маленькая элегантная вещица спрятанная среди мощных и не слишком изяшных башень. Так что ювелирность здесь как нельзя кстати – она подчеркивает парадоксальность среды, в которой двадцатиэтажные здания относятся к разряду «малых архитектурных форм».

Оксана Рудченко

вверх

 Архив

   

 

25.06.2003 VII-MMIII
Здание сберегательного банка
Гранада, Испания
Альберто Кампо Баеса (Alberto Campo Baeza)

   

25.06.2003 VII-MMIII
Парковый павильон
Бургундия, Франция. Реконструкция
Дирк ван Постел (Dirk van Postel)

   
 

25.06.2003 VII-MMIII
Австрийский культурный центр
Нью-Йорк, США
Рейманд Абрахам (Raimund Abraham)

   
 

25.06.2003 VII-MMIII
Константин Бойм: «Я умею неприсутствовать лучше других»

   
 

25.06.2003 VII-MMIII
Плохие вещи Константина Бойма
Григорий Ревзин

   

 Архив раздела

   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   
VIII-MMIII
   
VII-MMIII
   
VI-MMIII
   
V-MMII
   
IV-MMII
   
 

III-MMII

   
 

II-MMI

   
 

I-MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна