приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Григорий Ревзин
Москва, хай-тек
XVIII-MMVI - 10.08.2006

Корпус «Росгосстрах».
Юго-западный фасад.
Развертка
Северо-восточный фасад.
Развертка

По характеру архитектуры перед нами узнаваемый европейский неомодернизм 90-х гг. Не в его звездном, артистическом варианте, а в варианте спокойной и достойной фоновой застройки, каковая появилась в 90-е годы во многих городах, но известна нам в первую очередь по Берлину. Здания «Даймлер-Крайслер», Россгосстраха и пятого корпуса совсем немецкие по характеру. Центральное здание «Легиона» с красно-оранжевыми колоннами и острыми угловыми порталами чуть выходит из нейтрального фона рядовой застройки и заставляет вспомнить о постмодернистских идеях, но делает это настолько сдержанно, что в общем-то и не делает. Если бы не оранжевый цвет, введенный Павлом Андреевым с кажущейся немного искусственной целью почтить находящуюся в ста метрах от комплекса церковь Григория Неокесарийского, здание вполне можно было бы представить себе и в Лондоне, и в Берлине.

Корпус «Россгострах».
План на уровне паркинга

Но все это сдержанное достоинство европейского стандарта производит эффект острейшего аттракциона из-за того, что оно перенесено в замоскворецкий двор. Причем не просто перенесено (этот путь в свое время предлагали архитекторы Bovis International, расставлявшие на данной территории просто шесть одинаковых корпусов, схожих с «Даймлером»), но как бы препарировано Москвой.

Генеральный план комплекса
Блок 1 Входной корпус
Блок 2 Здание «Даймлекр-Крайслер»
Блок 3 Здание «Росгосстрах»
Блок 4 Корпус «Легион»
Блок 5 Офисное здание

Говоря о препарировании, я имею в виду две черты комплекса.

Во-первых, обратную иерархию пространств. В свое время Вальтер Беньямин очень точно заметил в «Московском дневнике», что в Москве деревня играет в прятки с городом – вы входите в подворотню маленькой улицы, и вдруг оказываетесь в каких-то полях, как в знаменитом поленовском «Московском дворике». Масштаб Ордынки в этом месте сугубо окраинный, провинциальный, соседняя входная арка внутрь квартала ведет в Марфо-Мариинскую обитель, строившуюся в свое время Алексеем Щусевым по умилительному образцу малых псковских погостов. О масштабе Старомонетного переулка и говорить не приходится, вход в комплекс здесь фланкируется двухэтажными руинированными домами позапрошлого века, живо сохранившими память о том, что Москва хотя большая, но деревня. Масштаб андреевского бизнес-парка, наоборот, столичный, городской, ширина внутренней улицы комплекса в полтора раза шире Ордынки. Этот взрыв масштаба за подворотней, невозможный ни в одном из европейских городов, это именно московский эффект пространства, и он придает всей архитектуре комплекса неожиданную остроту. Остается пожалеть, что на Остоженке, при всем внимании к морфотипам традиционной застройки, подобного пространственного эффекта нигде сохранить не удалось.

Вид на офисное здание (Блок 5), выходящее в Старомонетный переулок

Вид на входной корпус (Блок 1) изнутри бизнес-парка

<<вернуться       далее>>

вверх

 Здесь / постройка

     
10.08.2006 - XVIII-MMVI
Григорий Ревзин
Москва, хай-тек
     
10.08.2006 - XVIII-MMVI
Григорий Ревзин
Любовь на витрине
     

 Здесь / проект

     
10.08.2006 - XVIII-MMVI
Владимир Седов
Дом над долиной
     
10.08.2006 - XVIII-MMVI
Григорий Ревзин
Классицистическая деконструкция
     

 Здесь / выставка

     
10.08.2006 - XVIII-MMVI
Григорий Ревзин
Диалог с классикой
     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна