приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Оксана Рудченко
Версия истории
II-MMI - 16.12.2001

Удивить кого-нибудь тем, что внтури дом выглядит как-то не так, как снаружи, сегодня невозможно -- это норма. Но тут другое -- он выглядит именно что так же. То есть интерьер является естественным продолжением этих ордерных форм, этой асимметрии, этих спокойных фасадов.



Интерьер каминной комнаты

По сравнению с настоящим викторианством все в нем как-то выпрямлено, торжественно, за каннелированными дубовыми пилястрами проглядывает рисунок металлических пилястр "Маяковской". Будто в викторианство добавлен момент его воприятия сквозь призму 30-х. Это очень тонкий момент, но чем дальше глядишь на эти формы, тем сильнее этот привкус. И от этого ты сталкиваешься с совершенно парадоксальной ситуацией. С одной стороны -- это не может быть сталинским домом. Невозможно представить себе в нем реального советского начальника, какого-нибудь красного директора. Он не знал бы, куда себя деть в этих каминных, гостиных, кабинетах.


Винтовая лестница на верхнем уровне холла
Разрез лестничной клетки

А с другой стороны -- такая архитектура может быть только в сталинской классике. Она абсолютно опознаваема, она четко датируется, это совершенно точно она. Вот это соединение невозможности такого дома в сталинизме и невозможности его нигде, кроме сталинизма и создает его главный художественный эффект. Дом, если угодно, реконструирует то, чего никогда не было -- то, как могла бы жить советская элита, будь она хотя бы отчасти наследницей элиты дореволюционной. Как если бы чичеринских дипломатов, энкавэдешных генералов из дворян, белогвардейских военных спецов, перешедших на сторону красных, не расстреляли к тому самому 1936 году, а позволили мирно жить в привычном для них окружении. И они постепенно восстановили свой дореволюционный быт с поправкой на новый вкус. Это интерьер для тех, кто обедает со столовым серебром, по вечерам любит музицировать или засиживаться в библиотеке, кто предпочитает заказывать одежду у лондонских портных. Это какая-то альтернативная картина истории. Она рассказывает нам о том, как было бы, если бы в СССР в 30-е годы, среди политических процессов, партийных чисток и шпиономании, можно было бы вести шикарную жизнь, как бы она могла быть красива и эстетна.



Кабинет хозяина на втором этаже

Если задуматься, как возник этот образ, то ответом будет -- кино. Это эстетика "Утомленных солнцем", демонстрирующая, что в сфере частной жизни советская аристократия сохранила уклад и манеры откровенно старорежимные. Для европейского кино сосуществование тоталитарного режима и старой элиты не новая тема - и в "Гибели богов", и в "XX веке" она присутствует. В Германии и Италии при взгляде на какой-нибудь родовой замок, можно себе представить, что кто-то из этого рода служил у дуче или у фюрера, однако на самом замке это никак не отразилось - он века стоял до этого и века будет стоять после. В России нет ни одной усадьбы, которая бы осталась усадьбой после революции. Но в кино нам уже показали, что русскую историю гораздо приятнее изучать с точки зрения преемственности элит, чем с точки зрения смены формаций. Теперь эта игра перенесена в архитектуру.

<<вернуться

вверх

 Архив

     
 

16.12.2001 II-MMI
Григорий Ревзин
В Венеции как дома
Две квартиры Михаила Филиппова

     

16.12.2001 II-MMI
Оксана Рудченко 
Версия истории
Реконструкция загородного дома

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна