|
|
Современная классика
Оксана Рудченко
Версия истории
II-MMI - 16.12.2001
Удивить кого-нибудь тем, что внтури дом выглядит как-то не так, как снаружи, сегодня невозможно -- это норма. Но тут другое -- он выглядит именно что так же. То есть интерьер является естественным продолжением этих ордерных форм, этой асимметрии, этих спокойных фасадов.
Интерьер каминной комнаты
По сравнению с настоящим викторианством все в нем как-то выпрямлено, торжественно, за каннелированными дубовыми пилястрами проглядывает рисунок металлических пилястр "Маяковской". Будто в викторианство добавлен момент его воприятия сквозь призму 30-х. Это очень тонкий момент, но чем дальше глядишь на эти формы, тем сильнее этот привкус.
И от этого ты сталкиваешься с совершенно парадоксальной ситуацией. С одной стороны -- это не может быть сталинским домом. Невозможно представить себе в нем реального советского начальника, какого-нибудь красного директора. Он не знал бы, куда себя деть в этих каминных, гостиных, кабинетах.
|
Винтовая лестница на верхнем уровне холла
|
Разрез лестничной клетки
|
|
А с другой стороны -- такая архитектура может быть только в сталинской классике. Она абсолютно опознаваема, она четко датируется, это совершенно точно она.
Вот это соединение невозможности такого дома в сталинизме и невозможности его нигде, кроме сталинизма и создает его главный художественный эффект.
Дом, если угодно, реконструирует то, чего никогда не было -- то, как могла бы жить советская элита, будь она хотя бы отчасти наследницей элиты дореволюционной. Как если бы чичеринских дипломатов, энкавэдешных генералов из дворян, белогвардейских военных спецов, перешедших на сторону красных, не расстреляли к тому самому 1936 году, а позволили мирно жить в привычном для них окружении. И они постепенно восстановили свой дореволюционный быт с поправкой на новый вкус. Это интерьер для тех, кто обедает со столовым серебром, по вечерам любит музицировать или засиживаться в библиотеке, кто предпочитает заказывать одежду у лондонских портных.
Это какая-то альтернативная картина истории. Она рассказывает нам о том, как было бы, если бы в СССР в 30-е годы, среди политических процессов, партийных чисток и шпиономании, можно было бы вести шикарную жизнь, как бы она могла быть красива и эстетна.
Кабинет хозяина на втором этаже
Если задуматься, как возник этот образ, то ответом будет -- кино. Это эстетика "Утомленных солнцем", демонстрирующая, что в сфере частной жизни советская аристократия сохранила уклад и манеры откровенно старорежимные. Для европейского кино сосуществование тоталитарного режима и старой элиты не новая тема - и в "Гибели богов", и в "XX веке" она присутствует. В Германии и Италии при взгляде на какой-нибудь родовой замок, можно себе представить, что кто-то из этого рода служил у дуче или у фюрера, однако на самом замке это никак не отразилось - он века стоял до этого и века будет стоять после. В России нет ни одной усадьбы, которая бы осталась усадьбой после революции. Но в кино нам уже показали, что русскую историю гораздо приятнее изучать с точки зрения преемственности элит, чем с точки зрения смены формаций. Теперь эта игра перенесена в архитектуру.
<<вернуться
|
|
|