приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Владимир Седов
К Палладио и обратно
I-MMI - 29.10.2001



Появление этого здания является настоящим событием в русской архитектуре последнего времени. В этом необычном для нынешней Москвы стилевом решении, резко отличающемся от постмодернистской и неомодернистской стилистики большинства недавних зданий, выражено отчетливое желание воспроизвести классические нормы. Такой подход - несомненно, следующий шаг по сравнению с принятым в московской версии постмодернизма легкомысленным и лишенным ответственности способом украшения технологических фасадов разномастными архитектурными цитатами.
Этот дом стоит в чрезвычайно сложном и ответственном окружении: ряд зданий начинает массивный объем дома И.В.Жолтовского, затем, после переулка, идет невысокий конструктивистский объем, потом следует коробка интересующего нас сооружения, к которой примыкает еще один классический дом Мордвинова. Дмитрий Бархин был приглашен для декоративного спасения безликого уличного фасада. Окружение определило строгость и серьезность решения.

Подбор вариантов был достаточно долгим и тщательным. Он отражался на бумаге не в набросках, а в законченных чертежах и потому у нас есть редкая и заманчивая возможность проследить путь от первоначальных решений к окончательному проекту. Вначале соседство здания Жолтовского привело к обращению к его дому на Моховой, в котором архитектор накладывает классику на конструктивистскую основу. Но от стеклянных полос в интерколумниях гигантских коринфских колонн Бархин вскоре отказался и попробовал приблизиться к монументальным неоклассическим фасадам петербургских домов начала ХХ века в исполнении Фомина и Щуко. Это был своеобразный путь в прошлое, продолжение которого привело к опасному варианту, в котором фасад храма в стиле римского барокко "натягивался" на банковское здание, глядевшее через эту монументальную простыню черными дырами квадратных окошек.

Отбросив игру в Вазари и Борромини, архитектор вернулся к Лоджии Капитаниата Андреа Палладио. Образец ответственный, но очень удобный: как и в Виченце можно не заботиться о боковых фасадах, поскольку они ничего не значат, а уличный фасад откровенно накладной и это подчеркнуто. Окна мешают в любом случае, но архитектор постарался вписать их, по возможности, в полосы руста и карнизов. Есть еще промежуточный вариант, в котором Бархин попытался объяснить пропорции получившейся композиции. Вскоре было найдено более ясное окончательное решение, где рустованный постамент включает не два, а три этажа, а верхний ряд окон помещен в архитрав (в промежуточной схеме он выносился в аттик).

1. Промежуточный вариант фасада
с анализом пропорций
2. Окончательный вариант фасада


Коринфские колонны взяты из римского Пантеона. Этот крупный ордерный мотив, поддержанный по верху раскреповками сильно выступающего карниза и шарами над ними, сразу задает торжественность и масштабность композиции. Но если ордер безусловно удачен, то детали могут быть подвергнуты критике. Сдвоенные окна без наличников спрятать очень трудно, их квадратики мешают взгляду с ближней дистанции и резко контрастируют с рустом и архитравом. Сама эта сдвоенность окон в интерколумниях заставляет архитектора раскреповывать карниз над рустованным постаментом в тех местах, где карниз проходит над межоконными промежутками. Возникает тема двухосного интерколумния. Мы видим среднюю опору в полуциркульных термальных окнах (что является если не ошибкой, то серьезным нарушением правил), а сдвоенные окна, врезающиеся в карниз и фриз, выглядят откровенно чужими.

И все же, перечисленные неточности никак не снижают значимости того, что удалось Бархину. Он сумел с помощью канонической композиции и отдельных "ученых" деталей создать яркий образ неоклассического здания, вписавшийся в разнокалиберную и разностильную застройку центра Москвы.. 

вверх

 Архив

     
 

29.10.2001 I-MMI
Григорий Ревзин 
Возвращение Жолтовского

     
 

29.10.2001 I-MMI
Владимир Седов
К Палладио и обратно

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна