приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Объект

Вилла «Остоженка» в Москве
X-MMIV - 07.05.2004

«Смотрите, как сделан цветок»
И. Жолтовский

Личный вкус и амбиции владельца городского жилья проявляются дважды: при выборе дома, в котором он покупает квартиру, и в интерьере этой квартиры. В случае с виллой «Остоженка» – все по-другому.

«Выбор дома» здесь замещается выбором места, и именно место является тем ограничителем, в рамках которого предстоит действовать будущему домовладельцу. Практикуемый на Остоженке средовой подход в его цивилизованной форме, не требующей прямого исторического копирования, тем не менее предъявляет вполне определенные требования к вновь строящимся домам. Вилла «Остоженка» тоже по-своему ответила на эти требования, но это непривычный ответ – она просто «исчезла».

Исчезновение стало возможным благодаря жилому дому в Молочном переулке, с которым вилла составляет единый планировочный комплекс. Элегантная подкова дома создает ширму, четко разграничивающую территорию на «до» и «после», «снаружи» и «внутри». Стена виллы образует «забор» внутреннего двора, а сложная светящаяся крыша становится элементом нового городского ландшафта, сохраняя живописность старого.

В целом же проблема «старое – новое» переведена из области интерпретации и толкований в область аранжировки. Это означает, что от архитектуры, которой вилла наследует, остается только канва, только мелодический след. От исторической Остоженки архитекторы сохраняют свободный контур застройки и ранжирование пространств, от конструктивизма-модернизма – свободные планировки и упование на новые технологии.

В результате возникает очень необычная архитектура, которая есть опоэтизированная функция. Опоэтизированная не на уровне литературном, а в прямую – в форме, цвете, материале. План дома можно описать геометрически – как четко поделенные зоны входа, гаража, жилья. А можно – как полураспустившийся бутон на длинном стебле дороги. Для того чтобы подняться в спальни, нужно сперва спуститься в зимний сад – и это не просчет архитекторов (в конце концов, в доме существует лифт, решающий проблему коммуникаций). Архитектурная логика такова, что в отсутствие традиционного парка, выполняющего роль «буфера» между городом и домом, возникает пространство, берущее на себя его функции. Это центральный «лепесток» зимнего сада, в котором природные стихии существуют «за стеклом» – скорее метафорически, чем физически. Это пространство, в котором супертехнологии рушат основы – идеальная горизонталь воды превращается в идеальную вертикаль, настоящее «зеркало» воды, в котором множатся отражения. Это архитектура, которую очень трудно было бы представить еще несколько лет назад, но которая абсолютно уместна сегодня. И очень точно и неожиданно «окружающая застройка» заменяется ощущением города – четвертой стихией, открытой в зимний сад лепестком гаража.
Елена Гонсалес

<<вернуться                  далее>>

вверх

 Архив

     

07.05.2004 X-MMIV
Вилла «Остоженка» в Москве

     

 Архив раздела

   
XIII-MMV
   
XII-MMIV
   
XI-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна