приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Объект

Торговый комплекс «Квадро»
XI-MMIV - 28.07.2004

Торговый комплекс «Квадро»
Заказчик: ЗАО «ТЕМА»
Архитекторы: Владимир Плоткин, Ирина Деева, Алексей Бородушкин, Марина Шершова,
Дмитрий Казаков, Наталья Анохина (ТПО «Резерв»)
Инженер: Владимир Серебренников
Реализация: 2002–2004
Фотографии: Алексей Народицкий

 

Творческое производственное объединение «Резерв» выросло из первой в России частной архитектурной мастерской, образованной в 1987 году. Сегодня «Резерв» – мощная проектная организация, удерживающая лидерские позиции и по количеству проектируемых объектов, и по их неизменному архитектурному качеству.

Очень интересное, но при этом несобранное гиперпространство этого невероятно важного и престижного городского узла предопределило желание сделать сравнительно небольшой по объему торговый центр внемасштабным, эпатажным и этим привлекательным. По формообразующим признакам – это двухматериальное дизайнерское изделие, с невыраженной масштабной артикуляцией. В состояние архитектурного объекта его приводят узнаваемое пропорционирование в золотом сечении и уже традиционные современные материалы. Зависающий под откосом автострады прозрачный стеклянный объем и интригует и одновременно служит гигантской витриной, экспонирующей внутреннюю структуру здания. Планировочно – это информативно-прозрачный атриум, объединяющий функционально и визуально все пространство комплекса с экстерьером по продольной оси.
Владимир Плоткин

ЗАО «Тема»
Акционерное общество «Тема» основано в 1990 году. «Тема» специализируется на строительстве уникальных объектов – как жилых, так и общественных. В активе компании реализации таких заметных проектов, как торгово-деловой центр «Смоленский пассаж», элитные жилые комплексы на улице Вересаева и «Кунцево», торговый центр «Квадро», многофункциональные комплексы на Земляном Валу и Волоколамском шоссе.

В тандеме архитектор – заказчик мы воплощаем более прагматичную сторону. На нас лежит выбор проекта, оценка его перспективности и системная реализация, т.е. создание условий по «материализации» архитектурной идеи. Проектирование и строительство торгового центра «Квадро» может служить идеальной иллюстрацией девелопмента – здесь каждая составляющая (территория–идея–экономическая модель–объемно-пространственное решение–архитектурная форма) была предельно «проявлена». Определяющим фактором для нас является выбор территории. В данном случае место, отведенное генпланом под строительство многоэтажного торгового комплекса, оказалось чрезвычайно выигрышным: участок расположен на Аминьевском шоссе, здание, возводимое на этом участке, открывается издалека. Все это налагало на нас вполне определенные обязательства перед городом – здание по определению не могло быть «рядовым». Градостроительная ситуация сформировала идею будущего здания как доминантного объекта – цельного, простого и в то же время яркого, одинаково работающего и в пешеходном ракурсе, и в автомобильном. Для того чтобы конечный результат был адекватен исходной идее, мы задаем архитектору сетку условий, в рамках которой он как профессионал должен найти оптимальное решение. В торговых комплексах работают довольно четкие критерии: здание считается экономически целесообразным, когда соотношение доходоприносящих площадей к остальным составляет 60% к 40%. В «Квадро» мы получили выход 79,21% к 20,79%. Такая эффективность стала возможна благодаря оригинальной планировке, сочетающей принципы пассажа и «бокса»: торговое пространство, сформированное вокруг вытянутого атриума, имеет в то же время достаточную глубину для гибкого размещения различных торговых технологий. Заглубив здание в котлован, мы решили проблему парковки – открытые стоянки не входят в регламентируемую площадь здания и, следовательно, не отнимают у торговли полезную площадь. Попутно удалось осветить полуподвальный этаж супермаркета. Структурное выстраивание экономической модели на уровне планировочных связей отдельных компонентов – коммерческих площадей, общественного пространства, административных и подсобных помещений – привело к созданию выразительного объема с трехчастным внутренним пространством. Торговые этажи, обращенные в сторону Аминьевского шоссе, закрыты стеклянным наклонным фасадом. Он образует лаконичную и одновременно динамичную форму, активно работающую в пространстве города. Круг замкнулся – среда интегрируется в архитектуру.
Владимир Попов,
генеральный директор ЗАО «Тема»

Магазин «Квадро» построен по проекту одного из самых известных сегодня архитекторов Москвы Владимира Плоткина. Это пример тонкой, выстроенной на нюансах архитектурной работы, когда простая типологическая схема, обработанная минимумом выразительных средств, становится настоящим архитектурным произведением. Можно назвать три главных пуанта, способствующих переосмыслению привычной схемы торгового комплекса.

Наклонный фасад
Любой торговый комплекс на шоссе – ангар с передней витриной. При этом витрина, изначально предназначенная для выставления товаров, уже давно превратилась в полупрозрачное зеркало для покупателей, где происходит интерференция их отраженных образов и образов товаров, выставленных за ней. На этом основан классический window-shopping, однако здесь перед нами – магазин на шоссе, и возможность долгого рассматривания себя в витрине, увы, исключена. Наклонив фасад под острым углом, Владимир Плоткин резко оторвал витрину от основного блока и превратил ее в отдельный аттракцион. Эта отделенность подчеркнута и срезанным углом витрины по боковому фасаду – это мастерский жест, разом превративший наклонную витрину из части здания в некий встроенный внутрь него виртуальный кристалл, инородное тело, обладающее собственной динамикой. Кристалл благодаря своему наклону и протяженности успевает «поймать» проезжающие мимо него автомобили и вобрать их в себя, что усиливает впечатление его динамичности, подвижности. Кажется, что это гигантский окуляр магазина, направленный на шоссе. Кроме того, срезанный фасад рифмуется со склоном холма, на котором стоит магазин, создавая особое впечатление «уместности» здания, правильности его положения именно здесь. Перевернутое отражение автомобиля рифмуется с перевернутым углом склона.

Заглубленная парковка
Этот прием следует признать образцовым по остроумию ходом. Постановка здания на тонкие опоры для создания ощущения «полета» – стандартный прием модернистской архитектуры, однако Плоткин первый, кому пришло в голову спрятать эти опоры «в яму». В результате его магазин выглядит не как дом, стоящий на склоне, но как летающий объект, пришвартовавшийся здесь. И главное, прием, кажущийся чисто художественным, на самом деле имеет под собой чисто экономическое обоснование. Создав «открыто-закрытую» парковку в яме, Плоткин вынес паркинг из общей площади здания и тем самым резко улучшил его экономические характеристики.

Атриум и винтовая лестница
Интерьер торгового комплекса, естественно, решен по тому же принципу «витрин», что и главный фасад – это стандартный ход. Точно так же, как и превращение интерьера магазина в атриум с нависающими над ним торговыми этажами. Подобное стандартное решение всегда превращает интерьер здания в городское пространство, и плюсы этого очевидны (человек, войдя в магазин, вместо интерьера попадает на торговую улицу с тем же эффектом window-shopping). К этому приему добавляется и фирменный плоткинский прием «пропуска» некоторых ограждающих атриум стеклянных панелей – пропуски появляются в случайных местах, создавая ощущение хаоса естественной городской жизни. Единственный минус такого решения – неинтерьерный масштаб, который возникает в торговом пассаже. Человек оказывается один на один с городом, в котором все рассчитано не на него одного, а на толпу. Введя в композицию винтовую лестницу и поставив ее в самый центр атриумного пространства, Плоткин изменил масштаб своего сооружения. Винтовая лестница – очень частная, особняковая деталь, как бы чужеродная в большом общественном интерьере. Она мгновенно вносит в пространство пассажа некую интимность частного дома, возвращая образ города в масштаб интерьера.
Г.Ревзин

далее>>

вверх

 Архив

     

28.07.2004 XI-MMIV
Торговый комплекс «Квадро»

     

 Архив раздела

   
XIII-MMV
   
XII-MMIV
   
XI-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна