|
|
Объект
Административное здание в Москве
XII-MMIV - 08.11.2004
1 Брестская улица, 29/22
Заказчик: Холдинг «Капитал Груп»
Архитекторы: Александр Скокан, Валерий Каняшин, Мария Дехтяр («Остоженка»)
Конструктор: Соломон Шац
Реализация: 2004
Фотографии: Алексей Народицкий

Архитектурная мастерская «Остоженка» – одна из старейших и крупнейших негосударственных московских мастерских.
Принцип средового подхода, соединенный с ясной модернистской стилистикой, позволил «Остоженке» стать не только лидером
в проектировании отдельных зданий, но и создать идеологию нового городского строительства.
Параметры офисного здания априори были заложены в ситуации – довольно
маленький участок, рядом с которым стоит здоровый объем, вываливающийся
и на улицу Фучика, и на Брестскую. Это обстоятельство первым делом навело
на мысль, что тут неправильно делать что-то низкое, равновеликое линии застройки
в 5–6 этажей. Новый объем должен быть высоким, вровень с соседом, чтобы
восстановить баланс городского пространства. Нарисовали простой
параллелепипед. С улицей все стало на свое место – появился Угол перекрестка,
наметилось равновесие. Но сосед все равно был безмерно
громаднее и перевешивал. Поэтому потребовалась более активная форма.
Своим домом мы как бы прислонились спиной к построенному зданию, а лицом
обратились к улице. Появилась городская логика формы. Два здания составили пару,
проявились фасады. Их решение – следующий слой рассуждений. Именно
из соображений лицо-спина был выбран передний фасад как легкая стеклянная
поверхность, а боковые – обычные, с дырками окон, такие же, как и все
окружающие. Дальше пошла работа с характером проемов, с материалом –
металлизированными панелями. В сущности, это фахверковый фасад,
а ограждающие конструкции – алюминиево-витражная система с различным
заполнением. Здание не имеет выступающих или западающих частей, оно решено
как единый объем. В результате появился вертикальный силуэт, ожививший довольно
унылую перспективу. Хорошо, что Брестская и дальше будет усложняться –
существует проект надстройки выставочного зала, и в скором времени этот квартал
будет больше вовлечен в столичную жизнь. Современная архитектура, «прибавленная»
к домам 50-х, 60-х, 70-х, образует новый культурный пласт, создает временную
перспективу. Дает возможность улице, параллельной Тверской, жить в ту же силу.
Валерий Каняшин
Главный архитектор проекта

Холдинг «Капитал Груп» – один из самых крупных игроков на современном рынке недвижимости в Москве.
Сотрудничество с ведущими российскими и зарубежными архитекторами основано на собственной строительной политике,
направленной на создание актуальной архитектуры и динамичное развитие.
Кредо нашей компании – опираясь на богатейший опыт русского и российского
строительства, создавать новую архитектуру, соответствующую статусу Москвы –
европейской столицы. Все наши объекты, а их уже построено более 40, работают
на будущее города, не только впрямую удовлетворяя потребности москвичей
в жилье, магазинах, офисах, но и раскрывая скрытый потенциал городских территорий. Это относится и к Сити, где мы строим
по проекту Эрика ван Эгераата уникальные для Москвы башни, и к нашим жилым
домам на Ленинградском шоссе. Мы стремимся присутствием достойной
архитектуры повысить «градус» территории, сделать ее более привлекательной
для жителей и инвесторов, которые придут после нас. Все это впрямую относится
к административному зданию на 1-й Брестской улице. Наша задача как застройщиков заключалась не в создании
«отдельно стоящего» объекта, но в развитии участка, градостроительном
обновлении улицы. Выразительный силуэт офисного здания создал «визуальную
опору», а его конструктивные решения и планировка репрезентирует современную
городскую архитектуру, наследующую не только европейскому, но и российскому
модернизму. Именно поэтому здание, при всей его необычности, органично
вписывается в московский контекст. Хорошая архитектура – для нас не отвлеченное понятие. «Капитал Груп» –
компания, которая осуществляет не только функции инвестора и застройщика,
но и эксплуатирует свои здания. Именно поэтому мы заинтересованы в создании
объектов высочайшего качества, которыми легко и выгодно управлять. Офис на Брестской – именно такой. В нем заложены
архитектурные параметры, т. е. определенный набор характеристик, создающих
привлекательные условия для арендаторов: комфортная высота потолка, удобный
шаг колонн, который и позволяет спланировать хорошую подземную автостоянку, и
не накладывает никаких ограничений на планировку офисов: можно делать и открытую, и кабинетную систему. Много
естественного света: применено очень интересное архитектурно-инженерное
решение – выпуклый стеклянный фасад. Мы контролируем весь процесс,
от постановки задачи, корректировки архитектурной концепции до момента сдачи
объекта в эксплуатацию. Это позволяет нам избежать решений, чреватых ошибками,
которые особенно болезненны, когда речь идет о центре. Легко не попасть в масштаб
застройки, ведь мы делаем архитектуру «навырост». Поэтому наша компания
всегда особенно внимательно относится к окружающей застройке, учитывает
не только ее сегодняшнее состояние, но и перспективы развития, ее будущее.
То, что наше офисное здание заметно, – это большой плюс, это интересно. Москва
становится более современным городом, в котором представлена различная
архитектура.
Владислав Доронин
Председатель совета директоров Холдинга «Капитал Груп»

Офисное здание на 1-й Брестской улице стоит на угловом участке очень оживленного района
московского центра. Этот район слобод, с его прямоугольной системой улиц, параллельных
и перпендикулярных Тверской-Ямской, всегда был, несмотря на оживленное движение (здесь
машины рвутся от Белорусского вокзала и к нему) каким-то захолустным, и ни посольство Чехословакии, ни Дом кино его не спасали. Чем ближе к Тверской-Ямской, тем выше становились дома и тем
более «американским» становилось впечатление: идешь по узкой улице с высоченными билдингами,
уже не соразмерными этой улице и тем более не соразмерными редким более ранним домикам
и чахлым скверикам. Уже несколько лет назад стало ясно, что не только Тверская-Ямская будет
укрупнять свой масштаб, но и спрятанные за ней улицы тоже «вырастут» до той же высоты
и самоуплотнятся максимально.
Этот процесс «внутренней урбанизации» начался на всем протяжении Брестских улиц. В нем
возможны два пути: создание в целом нейтральных высоких построек, только заполняющих
пространство и укрупняющих масштаб узких улиц-каньонов, а также несколько более сложный путь
возведения на небольших участках (что предполагает малое расстояние от противоположного
тротуара до фасада) зданий с яркой формой. Именно по этому пути пошла мастерская Александра
Скокана, создавшая проект ныне уже законченного офисного здания на углу улиц 1-я Брестская
и Юлиуса Фучика. Это ответ на вызов узкого и глубокого пространства, в котором фронтальный
взгляд невозможен: резкость взгляда просто не наводится на близко поставленное «лицо» фасада.
Отсюда – переход от фасадного видения (и даже от всефасадного видения – хотя дом на углу)
к простой и неожиданной форме. Сами архитекторы назвали между собой это сооружение «домом-пингвином», но это только шутка: в выпуклом стеклянном фасаде, поднимающемся от основания,
нависающем над улицей и опять возвращающемся к той же плоскости, от которой он начинался, –
в этом фасаде нет ничего от пингвиньего брюшка. Это, скорее, барочный комод в минималистском
исполнении: осталась только сильная форма, способная как организовать пространство перед собой,
так и привлечь внимание зрителя, который замечает необыкновенный абрис здания и в перспективе
каньона, и с угла.
Фактически речь идет о примате сильной формы: все остальное – стоечки-реечки фасадной «рамы»,
вынутый угол с безордерной колонной – все это достаточно нейтрально и может быть обнаружено во
многих зданиях, тогда как удачно найденная сильная, мощная, упругая форма создает сразу и силуэт,
и образ, и так необходимую московским домам «легенду». Эта форма напряжена и заряжена энергией, а потому она представляется восходящей именно к барокко, в котором выпуклость фасада –
классический прием (можно вспомнить «дом-комод» на Покровке), но в горизонтальном направлении, а не в вертикальном – как в доме на Брестской. Здесь мы видим удачное переосмысление
и переиначивание известной и очень энергичной формы, переиначивание, позволяющее
организовать и наполнить новую градостроительную среду в кварталах вдоль Тверской-Ямской.
Владимир Седов
далее>>
|
 |
|