приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Объект

Административное здание в Москве
XII-MMIV - 08.11.2004

1 Брестская улица, 29/22
Заказчик: Холдинг «Капитал Груп»
Архитекторы: Александр Скокан, Валерий Каняшин, Мария Дехтяр («Остоженка»)
Конструктор: Соломон Шац
Реализация: 2004
Фотографии: Алексей Народицкий

 

Архитектурная мастерская «Остоженка» – одна из старейших и крупнейших негосударственных московских мастерских. Принцип средового подхода, соединенный с ясной модернистской стилистикой, позволил «Остоженке» стать не только лидером в проектировании отдельных зданий, но и создать идеологию нового городского строительства.

Параметры офисного здания априори были заложены в ситуации – довольно маленький участок, рядом с которым стоит здоровый объем, вываливающийся и на улицу Фучика, и на Брестскую. Это обстоятельство первым делом навело на мысль, что тут неправильно делать что-то низкое, равновеликое линии застройки в 5–6 этажей. Новый объем должен быть высоким, вровень с соседом, чтобы восстановить баланс городского пространства. Нарисовали простой параллелепипед. С улицей все стало на свое место – появился Угол перекрестка, наметилось равновесие. Но сосед все равно был безмерно громаднее и перевешивал. Поэтому потребовалась более активная форма. Своим домом мы как бы прислонились спиной к построенному зданию, а лицом обратились к улице. Появилась городская логика формы. Два здания составили пару, проявились фасады. Их решение – следующий слой рассуждений. Именно из соображений лицо-спина был выбран передний фасад как легкая стеклянная поверхность, а боковые – обычные, с дырками окон, такие же, как и все окружающие. Дальше пошла работа с характером проемов, с материалом – металлизированными панелями. В сущности, это фахверковый фасад, а ограждающие конструкции – алюминиево-витражная система с различным заполнением. Здание не имеет выступающих или западающих частей, оно решено как единый объем. В результате появился вертикальный силуэт, ожививший довольно унылую перспективу. Хорошо, что Брестская и дальше будет усложняться – существует проект надстройки выставочного зала, и в скором времени этот квартал будет больше вовлечен в столичную жизнь. Современная архитектура, «прибавленная» к домам 50-х, 60-х, 70-х, образует новый культурный пласт, создает временную перспективу. Дает возможность улице, параллельной Тверской, жить в ту же силу.
Валерий Каняшин
Главный архитектор проекта

Холдинг «Капитал Груп» – один из самых крупных игроков на современном рынке недвижимости в Москве. Сотрудничество с ведущими российскими и зарубежными архитекторами основано на собственной строительной политике, направленной на создание актуальной архитектуры и динамичное развитие.

Кредо нашей компании – опираясь на богатейший опыт русского и российского строительства, создавать новую архитектуру, соответствующую статусу Москвы – европейской столицы. Все наши объекты, а их уже построено более 40, работают на будущее города, не только впрямую удовлетворяя потребности москвичей в жилье, магазинах, офисах, но и раскрывая скрытый потенциал городских территорий. Это относится и к Сити, где мы строим по проекту Эрика ван Эгераата уникальные для Москвы башни, и к нашим жилым домам на Ленинградском шоссе. Мы стремимся присутствием достойной архитектуры повысить «градус» территории, сделать ее более привлекательной для жителей и инвесторов, которые придут после нас. Все это впрямую относится к административному зданию на 1-й Брестской улице. Наша задача как застройщиков заключалась не в создании «отдельно стоящего» объекта, но в развитии участка, градостроительном обновлении улицы. Выразительный силуэт офисного здания создал «визуальную опору», а его конструктивные решения и планировка репрезентирует современную городскую архитектуру, наследующую не только европейскому, но и российскому модернизму. Именно поэтому здание, при всей его необычности, органично вписывается в московский контекст. Хорошая архитектура – для нас не отвлеченное понятие. «Капитал Груп» – компания, которая осуществляет не только функции инвестора и застройщика, но и эксплуатирует свои здания. Именно поэтому мы заинтересованы в создании объектов высочайшего качества, которыми легко и выгодно управлять. Офис на Брестской – именно такой. В нем заложены архитектурные параметры, т. е. определенный набор характеристик, создающих привлекательные условия для арендаторов: комфортная высота потолка, удобный шаг колонн, который и позволяет спланировать хорошую подземную автостоянку, и не накладывает никаких ограничений на планировку офисов: можно делать и открытую, и кабинетную систему. Много естественного света: применено очень интересное архитектурно-инженерное решение – выпуклый стеклянный фасад. Мы контролируем весь процесс, от постановки задачи, корректировки архитектурной концепции до момента сдачи объекта в эксплуатацию. Это позволяет нам избежать решений, чреватых ошибками, которые особенно болезненны, когда речь идет о центре. Легко не попасть в масштаб застройки, ведь мы делаем архитектуру «навырост». Поэтому наша компания всегда особенно внимательно относится к окружающей застройке, учитывает не только ее сегодняшнее состояние, но и перспективы развития, ее будущее. То, что наше офисное здание заметно, – это большой плюс, это интересно. Москва становится более современным городом, в котором представлена различная архитектура.
Владислав Доронин
Председатель совета директоров Холдинга «Капитал Груп»

Офисное здание на 1-й Брестской улице стоит на угловом участке очень оживленного района московского центра. Этот район слобод, с его прямоугольной системой улиц, параллельных и перпендикулярных Тверской-Ямской, всегда был, несмотря на оживленное движение (здесь машины рвутся от Белорусского вокзала и к нему) каким-то захолустным, и ни посольство Чехословакии, ни Дом кино его не спасали. Чем ближе к Тверской-Ямской, тем выше становились дома и тем более «американским» становилось впечатление: идешь по узкой улице с высоченными билдингами, уже не соразмерными этой улице и тем более не соразмерными редким более ранним домикам и чахлым скверикам. Уже несколько лет назад стало ясно, что не только Тверская-Ямская будет укрупнять свой масштаб, но и спрятанные за ней улицы тоже «вырастут» до той же высоты и самоуплотнятся максимально.

Этот процесс «внутренней урбанизации» начался на всем протяжении Брестских улиц. В нем возможны два пути: создание в целом нейтральных высоких построек, только заполняющих пространство и укрупняющих масштаб узких улиц-каньонов, а также несколько более сложный путь возведения на небольших участках (что предполагает малое расстояние от противоположного тротуара до фасада) зданий с яркой формой. Именно по этому пути пошла мастерская Александра Скокана, создавшая проект ныне уже законченного офисного здания на углу улиц 1-я Брестская и Юлиуса Фучика. Это ответ на вызов узкого и глубокого пространства, в котором фронтальный взгляд невозможен: резкость взгляда просто не наводится на близко поставленное «лицо» фасада. Отсюда – переход от фасадного видения (и даже от всефасадного видения – хотя дом на углу) к простой и неожиданной форме. Сами архитекторы назвали между собой это сооружение «домом-пингвином», но это только шутка: в выпуклом стеклянном фасаде, поднимающемся от основания, нависающем над улицей и опять возвращающемся к той же плоскости, от которой он начинался, – в этом фасаде нет ничего от пингвиньего брюшка. Это, скорее, барочный комод в минималистском исполнении: осталась только сильная форма, способная как организовать пространство перед собой, так и привлечь внимание зрителя, который замечает необыкновенный абрис здания и в перспективе каньона, и с угла.

Фактически речь идет о примате сильной формы: все остальное – стоечки-реечки фасадной «рамы», вынутый угол с безордерной колонной – все это достаточно нейтрально и может быть обнаружено во многих зданиях, тогда как удачно найденная сильная, мощная, упругая форма создает сразу и силуэт, и образ, и так необходимую московским домам «легенду». Эта форма напряжена и заряжена энергией, а потому она представляется восходящей именно к барокко, в котором выпуклость фасада – классический прием (можно вспомнить «дом-комод» на Покровке), но в горизонтальном направлении, а не в вертикальном – как в доме на Брестской. Здесь мы видим удачное переосмысление и переиначивание известной и очень энергичной формы, переиначивание, позволяющее организовать и наполнить новую градостроительную среду в кварталах вдоль Тверской-Ямской.
Владимир Седов

далее>>

вверх

 Архив

     

08.11.2004 XII-MMIV
Административное здание в Москве

     

 Архив раздела

   
XIII-MMV
   
XII-MMIV
   
XI-MMIV
   
X-MMIV
   
IX-MMIII
   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна