|
|
Объект
Музей воды
Реконструкция водонапорной башни в Санкт-Петербурге
IX-MMIII - 20.01.2004
Реконструкция водонапорной башни
Санкт-Петербург, улица Шпалерная, дом 56
Заказчик: ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга»
Архитекторы: Евгений Подгорнов, Евгений Захорошко, Татьяна Шустрова (ООО «Интерколомниум»)
Конструкторы: Анатолий Зайцев, Екатерина Исаченкова
Главный инженер проекта: Ольга Сафронова
Генеральный подрядчик: ООО «Катод-Стройсервис»
2003

Архитектурная студия «ИНТЕРКОЛУМНИУМ» основана в 1992 году. Архитекторы студии умело сочетают в своей практике смелый
эксперимент и трезвый рассчет, благодаря чему сегодня «ИНТЕРКОЛУМНИУМ» – одна из самых успешных негосударственных
архитектурных мастерских Санкт-Петербурга. Руководитель и главный архитектор ООО «ИНТЕРКОЛУМНИУМ» Евгений Подгорнов.
Реконструкция здания водонапорной башни – это первый в Санкт-Петербурге
опыт возрождения старых промышленных зданий, утративших свое былое назначение. Этот опыт очень важен, потому что
таких заброшенных зданий в городе существует немало, например на набережной Обводного канала.
Наш проект – это эксперимент по смешению стилей XIX и XXI века, и конечно
у него были и сторонники, и противники. В нашем городе новая архитектура – всегда
компромисс, поэтому широко применяемая на западе практика соединения языка
классики с языком новейшей архитектуры рассматривается как радикальный жест.
Поэтому, чтобы воплотиться, он должен быть глубоко осмыслен и мотивирован.
Основная наша задача состояла в восстановлении, очищении от позднейших
«наслоений» и приспособлении к новым функциям внутренних пространств башни.
Сохранение целостности интерьеров – красивых залов с арочными перекрытиями
– целиком отвечает установке на «консервацию» исторического наследия. А вот
способ, которым мы эту «консервацию» обеспечили, принадлежит совсем другой
архитектурной стратегии. Это скорее знак, функциональная
скульптура. Не просто сильная форма – форма осмысленная.
Архитектурная сущность любой башни – стремление вверх, и стеклянная вертикаль
лестницы открывает это движение, обычно скрытое от глаз зрителя. Кирпичное здание
как бы дублируется, утрачивая при этом свою «материальность».
Красно-кирпичный восьмигранник водонапорной башни, спроектированной архитекторами Мерце и
Шуберским в 1860 –1863 годах, связан с водой лишь функционально – монолитный объем отрицает
всякую текучесть, а цвет рождает ассоциации скорее с огнем, чем с водой. Архитекторам студии
«Интерколумниум», реконструирующим башню, пришлось решать не только вопросы содержательные
– размещение в Башне музея «Мир воды», но и образные.
Музей показывает историю отношений горожан и водной стихии; на это работает его структура:
книгохранилище, архив, информационный центр на 2-ом этаже, экспозиционные пространства
третьего-седьмого этажей, выставка «Мир воды» в левой пристройке. Требования к сохранению
исторических интерьеров Башни обусловили вынос лифта и лестницы в отдельную пристройку.
Именно она стала основным акцентом реконструкции. В ее формах и материале архитекторы ловят
образ воды – стеклянная вертикаль похожа на ледяной столп. Сочетание хрупких ажурных конструкций лифтовой пристройки и монолитной массы Башни создает визуальное напряжение, новации
рискованны, стекло прозрачно и холодно – в прочтении темы присутствуют драматизм, смелость
и ассоциативность. Современная архитектура ставит эти задачи как целеполагающие, и проект Евгения Подгорнова и его
коллег оказывается в этом контексте весьма состоятельным. В любом случае, очевидно: реконструкция водонапорной башни на Шпалерной – первое высказывание современной архитектуры в Санкт-Петербурге в перерыве между отвергнутыми ледяными глыбами Эрика Мосса и принятыми золотыми
– Доминика Перро.





далее>>
|
 |
|