приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

Мособлбанк вклады физических лиц и пенсионеров 2016 + когда банк не выдает вклады|новинка samsung для большой стирки

 

 

СПЕЦПРОЕКТ

Глава II
Григорий Ревзин
Странные дни
XIX-MMVI - 06.11.2006

У киоска с журналом «Арка», на обложке – вилла Трианон. Италия, 1989

Рубеж 80‑90‑х гг. – странное время в истории России. Европа была захвачена любовью к Горбачеву и русской культуре. Русских художников, писателей, поэтов, а заодно и архитекторов носили на руках с тем большим удовольствием, чем меньше они весили. К ноябрю 1991 (старт реформ Гайдара) в стране стало нечего есть. Деньги не стоили ничего. Страна разваливалась. Это было интересное время почти для всех интеллектуальных занятий, но все же не для архитектуры, архитектура плохо строится в ситуации развала. И казалось, что развал в обозримом будущем не закончится.

Михаил Белов вполне серьезно решил отказаться от архитектуры. В 1990 году он поступал на высшие режиссерские курсы. К этому времени относится серия его рассказов, напоминающих сценарии. И к этому же времени – серия его интерьеров, которые трудно понять.

Они имели какой‑то невероятный успех. До сих пор это остается едва ли не единственной русской архитектурой, опубликованной в международных профессиональных журналах1. Журнал «Арка» вышел с картинкой Михаила Белова на обложке – красный портик постмодернистских форм, напоминающий театральную декорацию из фанеры. Смешно сказать, это был кусок его проекта многосемейного дома для Киргизии. Поскольку в стране ничего не строилось, эти интерьеры – офис с красной колонной, офис «Мост через кольцо», «Секретный клуб» и магазин «Белый зал» в Столешниковом переулке – стали главной архитектурной достопримечательностью впадающей в голод Москвы. Они даже вошли в японский путеводитель по городу, то есть котировались на уровне Кремля или храма Василия Блаженного. Это уже невозможно понять и объяснить, это деталь, задающая точку отсчета для того, чтобы представить себе абсурдность времени.

Ни один из этих интерьеров не сохранился. Они располагались в достаточно безумных пространствах – арендованном каким‑то кооперативом школьном физкультурном зале, кирпичном сарае в промзоне и т.п., – так что не сохранились не только они, но и постройки, в которых они были. Непонятно, чем собирались в них заниматься люди, их заказавшие, – то ли торговлей джинсами‑варенками, то ли оргиями, то ли агитацией за Кришну. Мне кажется, что это было нечто вроде декораций для съемок фильмов про эти странные дни. Тем более что и строились они, когда в стране не осталось никаких материалов, даже гвоздей, как‑то ненадолго. Кажется, еще оставалась штукатурка.

Я не уверен, что этот материал сегодня может получить адекватный анализ. Можно вставить его в некий ряд. До него, в 80‑е годы, в Москве на короткое время победил постмодернизм – Поклонная гора Анатолия Полянского, универмаг «Московский» Александра Рочегова и т. д. После него, уже в середине 90‑х, появились частные новорусские интерьеры, выстроенные гораздо более «всерьез», с желанием точнее приблизиться либо к западному хай‑теку, либо к респектабельному историзму. Интерьеры Белова 1990‑1991 годов кажутся переходом от одного к другому. За исключением «Секретного клуба», который представляется попыткой выстроить хай‑тек в стране с выраженным дефицитом электрических лампочек, остальные работы – попытка создать новый интерьер, переосмыслив государственный позднесоветский постмодернизм через кооперативную реальность. Очень странной попыткой в очень странные дни.

Но этим анализом исходя из того, что до, а что после, дело явно не исчерпывается. В интерьерах Белова обращает на себя внимание невероятная сложность композиции, некоего сценария, в соответствии с которым в небольшое помещение втискивается едва ли не город. В них есть что‑то от его «Жилища Островитянина», предлагавшего выстроить остров с акрополем посреди моря в пространстве городской квартиры. Я не понимаю, как функционировал офис «Мост через кольцо». Мне кажется, он бы уместно смотрелся как офис на Марсе, скажем как санитарное управление космопорта, куда нужно зайти на предмет получения печати в путевом листе космического корабля по перевозке сельскохозяйственных животных. Этакая рядовая галактическая повседневность в сарае в промзоне в центре Москвы.

И еще один образ. В одном из рассказов Михаила Белова дети смотрят на гору, на горе стоит замок. Они долго и опасно идут к этому замку, и оказывается, что это отвратительное брошенное промышленное строение. Белов знает, что в некоторых визуальных ситуациях фанерные оштукатуренные конструкции будут выглядеть как фантастические замки. И он пытается создать эти ситуации.

В искусствознании критерием качества архитектуры принято полагать то, что она находит форму своему времени. Вероятно, это тут получилось. По счастью, время постмодернизма для Белова было очень кратким. Два года, четыре интерьера, три нереализованных проекта, несколько рассказов и все. Высшие режиссерские курсы, к счастью, тоже не состоялись, не хватало получить что‑то вроде Балабанова‑II.

1 См. Building Design, March 1990; International Design, May/June 1989; L’ARCA, May 1989

1987. Ресторан

1987. Вилла «Трианон»

1987. Красный стан

1990. Кришна центр

1990. Белый зал

1990. Мост через кольцо

1990. Секретный клуб

1991. Красная колонна

Рассказы Михаила Белова:
Воскресенье
Вкус майского пирога
Замок на горе
Верность болельщика

вверх

 Архив

   

06.11.2006 XIX-MMVI
Михаил Белов
Чувства и предубеждения в архитектуре

   
06.11.2006 XIX-MMVI
Глава I
Григорий Ревзин
Бездомный архитектор
   
06.11.2006 XIX-MMVI
Глава II
Григорий Ревзин
Странные дни
   
06.11.2006 XIX-MMVI
Глава III
Григорий Ревзин
Уход и возврат
   
06.11.2006 XIX-MMVI
Глава IV
Григорий Ревзин
Конструктор счастья
   

 Архив раздела

   

XIX

   

XV/XVI-MMV

   


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна