приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Исторический очерк

Дмитрий Швидковский
Осуществленная утопия Александра I
III-MMII - 03.02.2002

Мощным воздействием этого сооружения, самого большого в Европе эпохи Просвещения и единственного, где в полном масштабе реализовались замыслы французских архитекторов-мегаломанов, для великого князя была уничтожена сама возможность выбора какого-то другого варианта устроения жизненной среды. Это показывает едва ли не вся архитектура времени его царствования.


Так выглядел центр Петербурга в самом начале царствования Александра.
Биржа только строится, Адмиралтейство старое. 
Листы панорамы Аткинсона.1805-1807

В письмах Екатерины II прорывалась правда о том, что она думала на самом деле не о великом князе, а о собственной реинкарнации, при которой ее мысли, «как Феникс», восстанут из пепла и создадут новую жизнь. Во многом ей это удалось. В странном характере и неожиданных поступках Александра, в рази- тельном отличии его действий и слов, что казалось современникам лицемерием и неискренностью, на самом деле выражалась непрестанная борьба естественных реакций с воспитанным автоматизмом. Император как бы оказывался одним из тех оживших «автоматов», которые любили создавать в своих произведениях писатели позднего Просвещения и начала Романтизма. Он жил в романтическую эпоху, но должен был претворять в жизнь идеи просвети- тельского порядка. Собственно в этом, как кажется, и заключены главные особенности его эпохи, в том числе и архитектуры александровского времени. Недолгое и случайное, состоявшееся против воли Екатерины II, царствование его отца Павла I абсурдностью многих своих событий только укрепило в Александре мысли, заложенные при воспитании (в котором, как известно, не участвовали родители великого князя).Едва Павел I был убит и его сын произнес наутро после осуществления заговора знаменитые слова, что при нем все будет, «как при бабушке», в архитектуре России началось воплощение постпросветительской утопии – того, что не успел завершить XVIII век.


Адмиралтейство Захарова

Горный институт Воронихина



То, что зодчим эпохи Просвещения, прежде всего французам, соревновавшимся ради получения «Римских премий», дававшим возможность долгого пребывания в Италии, казалось лишь мечтой, возможной только на бумаге их величественных и рациональных проектов,– все это стало реальностью в Петербурге. В начале ушедшего века историками архитектуры говорилось, что «ранний александровский классицизм» возник под влиянием великого архитектора французского Просвещения Клода-Николя Леду. Но на самом деле мотивы, близкие этому мастеру, применялись в России начала XIX века редко. Недоразумение произошло из-за того, что проекты Леду были опубликованы очень поздно, в 1804 году. Причем автор посвятил свою книгу Александру I, демонстрируя свои монархические убеждения, из-за которых он подвергся долгому тюремному заключению во время Французской революции. Архитектура Леду, особенно построенный им идеальный город Шо, была осуществлением утопических представлений о жизненной среде, характерных для французского Просвещения 1770-х годов.



Ростральные колонны Тома де Томона.
Петербург к концу царствования Александра
преобразился, он стал монументально - классическим. Утопия воплотилась

В России же при создании стиля в начале XIX века обратились к другим, созданным иными мастера- ми,неосуществленным, обращенным к будущему проектам парижской Академии архитектуры. В первую очередь это были конкурсные проекты «Римских премий» конца XVIII века, издававшиеся в первые годы XIX столетия. Достаточно самого знаменитого примера такого влияния – Биржа в Петербурге, построенная Ж.-Ф.Тома де Томоном, свидетельствует об использовании им опубликованного проекта биржи П.Бернара. Много других работ Томона говорят о том, что он применял «язык» архитектуры «Римских премий». Ученик Ж.-Ф.-Т.Шальгрена, один из главных создателей александровского классицизма А.Д.Захаров исходил из близкого круга художественных предпочтений. Правда, следует согласиться с И.Э.Грабарем в том, что если «Томон перенес эти принципы из Франции целиком, совершенно в том виде, в котором они были там культивированы», то Захаров «сумел вдохнуть в них новую жизнь, и его искусство есть продолжение и завершение французского». В Петербурге первых лет царствования Александра I при решительном одобрении императора архитектура европейского Просвещения договаривала невысказанные в годы Французской революции смыслы.

<<вернуться   далее>>

вверх

 Архив

   
24.09.2002 IV-MMII
Дмитрий Швидковский
Краткое рококо Петра III
   
 

03.02.2002 III-MMII
Дмитрий Швидковский
Осуществленная утопия Александра I

   
 

16.12.2001 II-MMI
Дмитрий Швидковский
Архитектурная судьба Павла I

   
 

29.10.2001 I-MMI
Дмитрий Швидковский
Екатерина II:Архитектурная биография

   


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна