|
|
Исторический очерк
Дмитрий Швидковский
Осуществленная утопия Александра I
III-MMII - 03.02.2002
«...Воскресает Екатерина от гроба
в прекрасном юноше. Чадо ее сердца,
милый внук ее, возвещает манифестом, что возвратит нам ее времена.
Увидим после, как сдержал он сие
обещание. Но нет: даже и при ней
не знали того чувства благосостояния, коим объята была вся Россия
в первые шесть месяцев владычества
Александра...»,– писал Филипп
Филиппович Вигель в своих знаменитых мемуарах.
Император Александр I.
Неизвестный художник. Измененная копия с оригинала Ф.Крюгера.
1837
Император Александр I был
воспитан Екатериной Великой для
того, чтобы царствовать так, как ей
хотелось. Для этого были употреблены не только все известные средства
педагогической науки эпохи Просвещения, но и построена продуманная
последовательность архитектурных
миров, в которых ему приходилось
жить. Они были призваны создать
в мышлении наследника престола
механизм, заставлявший следовать
идеалам, избранным августейшей
бабушкой.
Вначале его «воспитывала архитектурными средствами» Александрова дача под Павловском.
В ней
парк был сделан так, чтобы точно
передавать в зримых образах содержание «Сказки о царевиче Хлоре»,
специально написанной императрицей. В этом ансамбле пространство
пейзажного парка наполняли
павильоны, передававшие одну
за другой различные моральные
категории. Они воспринимались
во время постепенного продвижения
к храму Розы без шипов, «где добродетель процветает»,
служившему
смысловым центром композиции.
Этот первый из «миров »,созданных
Екатериной для Александра, был
призван убедить его, что в реальности
может существовать среда, построенная целиком на основании идей
Просвещения, и что они способны
осуществиться в правильно устроен-
ной природе, архитектуре и жизни.
Одновременно великий князь должен
был воспринять идеологию Царского
Села с отчетливо выраженными в его
отдельных частях темами военного
триумфа, запечатленного в памятниках победам екатерининских армий;
просвещенного благоденствия,
которую передавал идеальный город
София, построенный так, чтобы
«делать вид» аллеям парка;; экзотического каприза многочисленных
сооружений в китайском духе.
А.Д.Захаров. Адмиралтейство.
Фрагмент башни
Последние свидетельствовали о том,
что по воле государыни может воз-
никнуть даже самый необыкновенный и невиданный «мир».
Эти содержательные программы объединяло
представление о будущем, в котором
оживет античный идеал. Подобно
тому, как над многостильем царскосельских «говорящих» павильонов
господствовали римские термы
Чарльза Камерона, построенные для
того, чтобы причислить их хозяев
к героям древности, о которых будут
помнить через много веков, всегда.
Екатерина II в своей архитектуре
постоянно заставляла говорить о будущем классические формы прошлого.
И хотя это выражало перспективы
существования ее империи, в то же
время здесь была заключена личная
судьба Александра I. Для него строилась Иваном Егоровичем Старовым
на берегу Невы грандиозная Пелла –
третий из воспитательных архитектурных «миров».Он был призван
закончить формирование наследника, которому государыня,
минуя
сына Павла, хотела передать престол.
Навязчивая ассоциация этого екатерининского ансамбля со столицей
древней Македонии, где утвердилась
слава Александра Великого, не оставляет сомнений в его смысловом значении.
В Пелле, с ее бесконечными
колоннадами и строгой, доведенной
почти до невозможного предела регулярностью,
был создан образ идеального порядка, жестко благоустроенного будущего.
Он решительно отличался от детской мечты Александровой дачи и назидательной,
но разнообразной свободы Царского Села.
Воспитание окончилось, и выбор
оказался ограничен.
далее>>
|
|
|