приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Исторический очерк

Дмитрий Швидковский
Краткое рококо Петра III

IV-MMII - 24.09.2002

Фейерверк по поводу заключения мира между Россией и Пруссией. Гравюра 1761 г. ГНИМА

Будущий император Петр III родился в 1728 году. Его отцом был Карл-Фридрих, герцог одного из северогерманских государств – Голштинии, «принц слабый, неказистый, малорослый, хилый и бедный», судя по описаниям современников (Екатерина II. Сочинения. М., 1990. С. 251.). Эти его качества не преодолели гены матери, российской великой княжны Анны Петровны, и сын пошел в отца. Тем не менее в детстве судьба принца Петра казалась более благоприятной, чем едва ли не у всех остальных людей в тогдашней Европе, несмотря на то что он рано остался сиротой. По крови этот мальчик был близким родственником одновременно Петра Великого и его самого опасного противника, шведского короля Карла XII. Первому он приходился родным внуком, а второму – старшим внучатым племянником. Причем, поскольку у Карла XII детей не было, Петр III оказался его наследником. Дочь Петра Великого Елизавета I тоже не имела законных потомков и захотела передать корону сыну своей сестры, Анны Петровны. В результате за обладание одиннадцатилетним подростком спорили две великие державы. По специальному договору, подписанному в Або в Финляндии, принц Петр достался Российской империи и был переименован в великого князя Петра Федоровича.

Пьетро Ротари. Портрет Петра III в 1760 г., еще в качестве великого князя.

Безусловно, ему было бы лучше стать шведским королем. В России ему пришлось двадцать лет ждать престола под строгим надзором властной тетушки-императрицы и многочисленных приставленных ею соглядатаев, а затем царствовать чуть больше шести месяцев, с 25 декабря 1761 года до 30 июня 1762 года, и быть убитым при подозрительных и отталкивающих обстоятельствах через неделю после государственного переворота в пользу его нелюбимой жены Екатерины II. Тем не менее его жизнь и художественные предпочтения не остались вовсе незамеченными в истории русской культуры. Скорее даже напротив, смесь северонемецкой милитаристской «моды» и разных игровых затей в духе рококо превращает его вкусы, замыслы и постройки в одно из любопытных и занимательных явлений России XVIII века.

Вергилиус Эриксен. Портрет императрицы Екатерины II в трауре по усопшему Петру III. 1762

«Однажды, когда я вошла ... в кабинет Его Императорского Высочества, я была поражена при виде здоровой крысы, которую он велел повесить, и всей обстановкой казни среди кабинета ... Я спросила, что это значит; он мне сказал тогда, что эта крыса совершила уголовное преступление и заслуживает строжайшей казни по военным законам, что она перелезла через вал картонной крепости, которая была у него на столе в этом кабинете, и съела двух часовых на карауле, сделанных из крахмала ... и что он велел судить преступника по законам военного времени, что его лягавая собака поймала крысу и что тотчас же она была повешена ... и что она останется так, выставленная напоказ публике в течение трех дней, для назидания. Я не могла удержаться, чтобы не расхохотаться ... но это очень ему не понравилось, ввиду той важности, какую он этому придавал; я удалилась и прикрылась моим женским незнанием военных законов, однако он не переставал дуться на меня за мой хохот», – писала Екатерина II в своих автобиографических «Записках» (Екатерина II. Сочинения. М., 1990. С. 364–365.). Увы, она никогда не могла понять и разделить увлечений своего мужа, даже и менее отталкивающих. Получилось так, что супруги принадлежали к разным типам культуры. Они оба родились в эпоху барокко, воспитывались в обстановке, рожденной его северной ипостасью, искали новых впечатлений, иного взгляда на мир, но совершенно разными путями. У Петра преобладало игровое начало, странное, отнюдь не утонченное, необычно-грубое рококо, а для Екатерины оно отступало перед «говорящей» назидательностью Просвещения. Ей была свойственна склонность к серьезной театрализации, Петром владела страсть игры.

Всю свою жизнь он увлекался «кукольной комедией» – театром марионеток и пытался жить в создаваемом им мире. Еще великим князем он часами занимался дрессировкой собак, стремясь заставить их ходить на задних лапах и носить подобающие мундиры и амуницию. Поскольку это имело ограниченный успех, он часто приказывал своим лакеям устраивать маскарады и превращал все вокруг в обстановку какой-то неизвестной, понятной лишь ему одному драмы. Екатерина жаловалась, что иногда ночью он вынуждал ее вставать с постели, одеваться странным образом и есть устрицы. А сам великий князь тем временем рассказывал, что он выстроит для них увеселительный дом, где все будет устроено наподобие капуцинского монастыря. С детства и вплоть до восшествия на престол он играл в солдатиков, сначала оловянных, потом сделанных из воска и крахмала и раскрашенных, наконец – живых. Соответственно менялись и создававшиеся для его забав игрушечные крепости. Правда, в своих дворцах императрица Елизавета I все это не поощряла. В специальной инструкции она запретила «притаскивание (в парадные залы. – Д.Ш.) всяких непристойных вещей, а именно: палаток, ружей, барабанов и мундиров» (Бринкнер А. История Екатерины Второй. Т. I. Спб., 1885. С. 55.). Все же дочь Петра Великого была известна своим отходчивым характером, и для военных игр племянника она предоставила ему Ораниенбаум. Старый дворец Меншикова, конфискованный после его опалы в казну и не возвращенный потомкам князя, находился в упадке. Петр захотел построить для себя новое жилище, довольно далеко, в глубине парка, в месте, где ничто не мешало ему воплотить свои мечты. Тогда, в 1758 году, ему исполнилось тридцать лет. Истекало второе десятилетие его жизни в России, и ему безумно хотелось уехать домой, в родную Голштинию. Он не слишком хорошо помнил ее, но это государство казалось ему потерянным раем, и он попытался хотя бы выстроить в зримой форме на земле Ораниенбаума свою мечту об идеальной стране, где бы он мог быть счастлив. Эта «страна» располагалась на берегах большого пруда, который именовался «Маленьким увеселительным морем» и был оснащен соответствующими парусными кораблями. Вокруг шли прихотливо нарисованные дорожки. Они сходились к «столице» этой страны – крепости Петерштадт, возведенной по всем законам фортификационного искусства тех лет. Земляные бастионы формировали правильный пятиугольник, окруженный рвами с подъемными мостами. Позади них, повторяя ту же форму, построили казармы для солдат, дома офицеров, арсенал, пороховой погреб. За строительство отвечал мастер Мартин Гофман, приглашенный из Голштинии. Шестьсот солдат и офицеров «потешного» полка тоже были голштинцами. Для них в крепости была сделана лютеранская церковь.

далее>>

вверх

 Архив

   
24.09.2002 IV-MMII
Дмитрий Швидковский
Краткое рококо Петра III
   
 

03.02.2002 III-MMII
Дмитрий Швидковский
Осуществленная утопия Александра I

   
 

16.12.2001 II-MMI
Дмитрий Швидковский
Архитектурная судьба Павла I

   
 

29.10.2001 I-MMI
Дмитрий Швидковский
Екатерина II:Архитектурная биография

   


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна