|
|
О журнале
Пещера. Место постороннего VIII-MMIII -
30.11.2003
Наш журнал основан на идее диалога между современностью
и историей, в современности мы ищем здание-вызов, в роли
ответов на него выступают архитектурные памятники
прошлого. В этом номере вызов для нас – здание Симмонс-холл,
общежитие Массачусетского университета архитектора
Стивена Холла. Это был один из заметных проектов Венецианской
архитектурной биеннале 2002, теперь он реализован.
Главный эффект здания – пять гигантских каверн, которые
проходят сквозь его прямоугольную структуру, создавая фантастические иррациональные пространства. Это одно из наиболее
масштабных произведений сегодняшнего «дигитального стиля»,
и мы внимательно анализируем основные формальные характеристики этого стиля. Но при всей
своей современности здание отсылает нас к мало связанному
с конкретным стилем и временем архетипу пещеры. Пещера – это и
есть тема номера, мы пытаемся понять, как работает с этой темой
классика.
Произнесение двух слов – пещера и классика – автоматически ведет
к появлению третьего – Платон. Пещера Платона – странное
сооружение (мы пытаемся предложить эскиз ее архитектурной
реконструкции), но с понятной функцией. Оно есть результат
конструирования места для взгляда со стороны – не этот мир
и не иной, а место, постороннее и тому, и другому. В этом смысле
пещеры Стивена Холла не отличаются от пещер Ренессанса
и барокко. Однако классика предлагает иные конструкции
«посторонности». Мавзолей поздней античности – слава
мертвого среди живых, место вне жизни и смерти; ренессансные
лестницы – взгляд на классический ордер из средневекового
пространственного протуберанца; гроты – прибежища отшельников;
темницы Пиранези – галлюциногенные озарения бумажной
архитектуры; дом Гауди – первооткрытие органических
форм как альтернативы урбанистической геометрии, прямой
предтеча Симмонс холла.
Григорий Ревзин
вверх
|
|
|