|
|
О журнале
Электронный мир иной VII-MMIII -
11.07.2003
В каждом номере мы выбираем вызов современности, на который
находим ответ исходя из классической традиции. На большинство
находим. Но в этот раз вызовом классике служит виртуальная
реальность, и ответа вроде бы нет. В классике нет телевизора,
монитора и всемирной сети. Все ее ответы на эту тему обречены на провал. А куда же, спрашивается, без виртуальности, когда
она повсюду и составляет главное свойство современности?
Но так – пока виртуальная реальность не сталкивается с архитектурой. Когда сталкивается –
ситуация меняется. Монитор и здание, пришедшее из монитора –
разные вещи. На здание найти ответ можно.
Более того, сама виртуальная реальность в такой перспективе
несколько меняется. Если в центре внимания оказывается не она
сама, а архитектура, то тогда возникает вопрос – а почему архитектура сегодня вдохновляется виртуальной реальностью? Что она
ищет в виртуальной реальности? И даже – место чего занимает
сегодня виртуальная реальность? Ответ прост и очевиден. Виртуальная реальность сегодня занимает
место классического «мира иного». Туда, в виртуальность, мы помещаем верования, мечты, фантазии,
галлюцинации, сны, страхи и упования. Виртуальная реальность есть мир иной в электронной
окраске. Но если это так, тогда вопрос переформулируется.
А именно – чем отличается современный «мир иной» от классического? В архитектуре же вопрос
звучит так: чем и в какую сторону отличается архитектура, вдохновленная классическим представлением о «мире ином» от архитектуры, вдохновленной современным.
В роли вызова у нас выступает павильон «Облако» Элизабет
Диллер и Рикардо Скофидио. В роли ответов – дом Джона Соана,
Сен-Шапель, Ледяной дом и «Teatrum Sacrum» Бибиена. Их диалоги по поводу природы и окраски
потустороннего и составляют содержание следующих страниц.
Зачем эти сравнения? Современный виртуальный мир одинаков,
на сегодняшний день главное его достижение – то, что он
виртуальный. Классика разнообразна, ее виртуальные миры –
возвышенные, пугающие, экстатические, фантазийные.
Есть из чего выбрать.
Григорий Ревзин
вверх
|
|
|