|
|
О журнале
За решеткой III-MMII - 15.04.2002
Этот номер Проекта Классики мы посвятили теме решетки не потому, что она логично продолжает темы предшествующих номеров. В целом получается своеобразный роман воспитания - "Инородное тело", "На чужой земле", "За решеткой". Но так вышло само собой. Просто в качестве вызова современности нам показалось самым актуальным произведением винные склады Херцога и де Мерена в Калифорнии, а в этой постройке главное -решетка. И мы пытались найти ответы на этот вызов в классике. В процессе поиска ответов мы обнаружили вполне толстовскую ситуацию. Все модернистские архитекторы пребывают с решеткой в счастливом браке, и все модернистские решетки счастливы одинаково. Все классики несчастливы за решеткой, и все по-разному. Можно подумать - потому что классический ордер бесконечно сложнее модернистской решетки, даже независимо от того, является ли она простой геометрией одинаковых отрезков или же изощренной пропорциональной системой, рассчитанной "в золоте". Любые геометрические соотношения классического ордера -это всегда упорядочивание природы, но такое, когда порядок обнаруживается внутри самой природы, как ее высший принцип. Классические пропорции -это всегда пропорции некой материи. Модернизм смело отрывается от этих безнадежных затей найти в природе хоть что-нибудь упорядоченное и уходит в область чистых математических смыслов. Но так думать неправильно. Правильно думать так. Классика всю свою историю стремилась к простой геометрии решетки, но в силу своей отсталости не могла ее достичь. Решетка является необходимостью архитектуры, но классика этого не осознавала. Из-за этого она творчески мучилась, потому что решетка была для нее неосознанной необходимостью. Модернизм понял решетку как осознанную необходимость и потому свободен и счастлив за ней.
Григорий Ревзин
вверх
|
|
|